Дэвид Дубиле

Дэвида Дубиле, родившегося в 1946 году в Нью-Йорке, всегда влекло море; его близкое знакомство с подводным миром началось в возрасте 8 лет в Нью-Джерси, где он стал заниматься подводным плаванием с маской и трубкой. Он благодарен Жаку Кусто за книгу Безмолвный мир (Тпе Silent World), в 1956 году произведшую на него огромное впечатление, и вспоминает чувство благоговения, которое он испытал, когда, впервые нырнув, посмотрел вверх на водную поверхность и увидел, что наблюдаемый эффект похож на отражение в зеркале. Этот вид он всегда любил и считал почти волшебным, а после путешествия с отцом на Багамские острова, где учился нырять с аквалангом, его привязанность к морю еще больше усилилась.
Дубиле всегда казалось логичным запечатлеть невероятные подводные сцены, которые он видел, и в возрасте 12 лет он стал снимал камерой Brownie Hawkeye, находящейся в специальном резиновом мешке. С каждым новым шагом в усовершенствовании своего технического оснащения он продвигался к более профессиональному снаряжению. Он постепенно совершенствовал свое фотомастерство и 14-летним мальчиком организовал Подводное фотографическое общество Калифорнии.
Дубиле мечтал о том, чтобы зарабатывать фотографией на жизнь, и показал свое портфолио Бобу Гилке, редактору журнала National Geographic. Гилка был откровенен: он не видел ничего нового в его работах, а также в работах друга Дубиле - ныне известного подводного фотографа Бейтса Литлхейлса. Дубиле признает, что в то время его работы были подражательными, но при его технических возможностях трудно было сделать что-либо еще: камера Rolleiflex формата 6 х 6 см с подводным боксом Rolleimarine — лучшая система того времени, снабженная несъемным 75- или 80-мм объективом,— не позволяла фотографировать объекты размером меньше футбольного мяча.
Бейтс Литлхейлс вместе с Гомером Макнейлом нашли решение этой проблемы, сконструировав Ocean Еуе («глаз океана») - один из первых боксов, сделанных специально для камеры Nikon F, с базой на суше и с куполом для коррекции дисторсии, пользующимся всеобщей популярностью у профессиональных фотографов.
«Замечательно, что этот бокс позволял снимать широкоугольным объективом, — вспоминает Дубиле, - таким как 17-мм Takumar, полнокадровый «рыбий глаз». Прелесть съемки «рыбьим глазом» под водой состоит преимущественно в том, что морская среда в высшей степени соответствует этому виду объективов: в ней нет прямых линий, которые можно было бы искривить». Это означало, что впервые Дубиле получил возможность снимать с максимально близкого расстояния объекты подводного мира, очаровывающие его с давних пор.
Долгожданная удача пришла к Дубиле в 1971 году, когда Стен Уотерман, известный подводный кинооператор, пригласил его присоединиться к экспедиции морского биолога Евгения Кларка в Красное море под эгидой National Geographic c целью изучения морских угрей. Штатный фотограф Джеймс Л. Стенфилд великодушно разрешил Дубиле снимать, и в результате появилась серия удивительных фотографий угрей, вынесенных течением из песчаного морского ложа.
Характерной чертой опубликованных фотографий было объединение в одну линию работ Дубиле и Стенфилда, и с того момента подобное стало обычным делом. Последовали другие публикации фотографий в National Geographic, в том числе серия работ, выполненная совместно с Евгением Кларком, и в 1976 году Дубиле предложили заключить контракт с журналом. В настоящее время он сотрудничает с Национальным Географическим Обществом.
За годы многое изменилось в методах работы Дубиле, но его никогда не покидало увлечение подводным миром и невероятно разнообразными видами живущих в океане существ.
«Я начал снимать на черно-белую пленку, — говорит Дубиле, — и годами не использовал цвет вообще. Это абсолютно иная область — одна из тех, в которой многие даже не пытаются работать, но опыт научил меня многим техническим приемам съемки под водой».
Рабочий комплект Дубиле включает камеры Nikon F4 и N90 и съемочный бокс Nexus; ранее он использовал бокс Aquavison Aquatica и камеры Nikon F3 и F4. Сейчас фотоаппараты заряжены пленкой Fufrfilm Velvia, Provia 100 или 400 или Kodachrome 200, хотя еще недавно он снимал на Kodachrome 64. Линейка объективов простирается от 13-мм Nikkor до 200-мм Mikro-Nikkor, любимыми объективами Дубиле остаются 16-мм «рыбий глаз» и 60-мм и 100-мм Mikro-Nikkor. Для освещения он применяет вспышки фирмы Sea & Sea (особенно модели YS300, YS200, YS150и YS120), которые считает превосходными. В качестве вспомогательного света нередко используется вспышка SR-2000.

Скат и корабль. Гранд-Кайман, Западная Индия
Скат и корабль. Гранд-Кайман, Западная Индия
Дэвид Дубиле усовершенствовал технику, позволяющую ему снимать выше и ниже уровня воды в одно и тоже время, и это один из самых удачных снимков с использованием данного метода. «Время было идеальное, — рассказывает Дубиле. — Искривленные крылья ската точно соответствовали волнистой линии воды наверху. Это было то, что Картье-Брессон называет «решающим мгновением». Случается такое под водой довольно редко» Данная техника включает использование бифокального фильтра, который позволяет сфокусировать объектив на две разные точки одновременно. Для притемнения неба использовался серый оттененный фильтр.
Nikon F4, Agwatica 4 бокс, объектив Nikkor 18 мм f/3.5, Kodachrome 64

Морской дракон в водорослях
Морской дракон в водорослях
Этот снимок удивительного морского дракона был сделан в водорослях вблизи Вотерфолл Бэй в Тасмании. «Самые крупные морские драконы достигают чуть меньше фута в длину; я увидел такой экземпляр, проплывающий мимо, и последовал за ним. Объектив 28 мм f/2.8 позволил мне приблизиться к нему почти вплотную; я скомпоновал изображение, глядя вверх по направлению к водорослям. Объект был освещен двумя вспышками, направленными вверх, прикрепленными по бокам моей камеры при помощи легких и гибких алюминиевых держателей. Это позволило лучше осветить животное, а на выдержке около 1/15 или 1/4 сек. я смог выгодно использовать окружающий свет. При сочетании естественного света и света вспышки получается обрамляющая кайма вокруг предмета. Это открыли фотографы моды, и такой эффект мне очень нравится »
Nikon F4, подводный бокс, объектив 22 мм f/2.8, Fulifilm Velvia

Круг из барракуд. Папуа — Новая Гвинея
Круг из барракуд. Папуа — Новая Гвинея
«Я знал, что иногда барракуды начинают описывать круги вокруг ныряльщиков, — рассказывает Дубиле, — и я решил попытаться сфотографировать это интересное явление. Во время ныряния на Папуа — Новая Гвинея я оказался окруженным барракудами и подумал, что такую сцену можно снять. Я быстро вернулся на лодку и уговорил Дину Халстед, которая была там, надеть гидрокостюм и последовать за мной обратно в воду, в надежде, что барракуды станут кружить и вокруг нее. Мы поплыли бок о бок в середину стаи; я перевернулся на спину и огляделся: барракуды делали то, на что я надеялся, и это позволило мне сделать снимок.
Nikon F4, подводный бокс Aquatica 4, объектив 16 мм f/2.8, Kodachrom 64

Южно-Австралийские морские львы
Южно-Австралийские морские львы
Этот снимок был последним, при создании которого Дубиле использовал подводный бокс «глаз океана» — бокс, изменивший его жизнь. «Колония тюленей находилась вблизи острова Литлла Хопкинса, — говорит он. — Я был там три или четыре раза, но никогда не видел такой совершенной композиции».
Nikon F1, подводный бокс Осеаn Еуе, объектив «рыбий глаз» 16 мм, Kodachrom 64