Хизер Энджел

Хизер Энджел — одна из наиболее успешных фотографов природы в Великобритании. Ее фотографии появлялись более чем в 5000 книг, и в 50 из них представлены ее эксклюзивные снимки — так же как и в бесчисленных журналах и календарях. Кроме того, она создала фотобиблиотеку, содержащую около 350000 изображений в огромном сюжетном диапазоне, от живой природы в различных ее формах до растений и садов.
Ее ранние жизненные устремления не касались фотографии вообще. Она получала образование в разных местах: так как ее отец был офицером Военно-воздушных сил Великобритании, ей пришлось учиться в 14 школах Англии и Новой 3еландии. Она с отличием кончила Бристольский университет и получила степень бакалавра зоологии и степень магистра за диссертацию по морской экологии.
Во время этого периода она никогда не фотографировала, пока ей не подарили камеру на день рождения, когда ей исполнился 21 год. «Я даже не знала, как зарядить камеру, — говорит она, — но, будучи любознательным ученым, я просто задавала много вопросов». Фотография привлекла Энджел вначале при простом документировании морской жизни, но затем и применительно к более широким проявлениям природы. Вскоре ей стало ясно, что она нашла свое призвание в жизни. Соответственно, Энджел решила стремиться к большему, чем быть просто штатным фотографом. Она стала свободным фотографом в начале 1970-х годов, читая лекции в университете, и тратила заработанные деньги на оплату своих фотографических путешествий.
Ее первая книга о фотографии природы опубликована в 1972 году, и Энджел быстро приобрела репутацию фотографа, обладающего проницательным взглядом и глубоким пониманием предмета.
В это время Энджел работала в разных частях мира, включая Арктику и Антарктику, Восточную и Южную Африку, Китай, Индию, Японию, Северную Америку, Европу и Австралию, и в дальнейшем она использовала свой опыт как основу для обучения других сложностям в фотографии и пониманию природы. С 1973 года Энджел проводила многочисленные мастер-классы и давала частные уроки, и сейчас является одним из уважаемых авторитетов в своей области. Она также была президентом Королевского фотографического общества с 1984 по 1986 год и стала второй женщиной, занявшей этот пост за всю 150-летнюю историю Общества. В 1994 году Ноттингемским университет присвоил ей звание почетного профессора, удостоив этой чести первого в Британии фотографа живой природы.
Она регулярно выставляет свои работы, самой крупной была ее выставка Естественное видение (Natura/ Visions), которая включала огромное количество фотографий, отражающих весь спектр ее интересов.
Будучи самоучкой, Энджел опытным путем выработала свой стиль работы; она чрезвычайно трепетно относится к фотоаппаратуре, считая, что тщательное знание техники позволяет ей работать более свободно.
«Я использую камеры Nikon F4 и F5, — говорит она. — F5 отличается очень точной экспозиционной системой, но я не могу расстаться с F4, потому что эта камера была моим хорошим другом на протяжении многих лет».
Выбор объективов, которые Энджел использует при съемках, очень разнообразен и зависит от требований в каждом конкретном путешествии. Если она собирается снимать с большого расстояния, тогда использует объектив 500 мм f/4, фокусное расстояние которого может быть увеличено при помощи телеконвертера, а также 300-мм объектив f/4. Последний значительно легче, чем 500-мм, и им можно фотографировать китов с лодки или птиц, парящих над головой.
«Для съемки группы животных, например стада, я применяю зум-объектив 28-200 мм со светосилой f/2.8 на всем диапазоне зуммирования, - рассказывает Энджел, - высокая светосила делает его очень гибким и дает возможность получать отличные результаты в условиях низкой освещенности. Мне нравится работать с этим объективом, поскольку я всегда избегаю плотного заполнения кадра, предпочитая оставлять пространство вокруг снимаемого объекта».
Поскольку ее объекты съемки очень разнообразны и включают всю фауну от жуков до крупных зверей, Энджел иногда снимает одним из ее любимых объективов 105-мм Micro-Nikkor. Ее выбор пленки более стандартен: обычно это Kodak Ektachrome 100VS, мелкое зерно которой удовлетворяет всем требованиям печати.
Другим требованием качественной фотографии является резкость даже при длительных выдержках, и Энджел использует для этого штатив Benbo. «Он очень удобен для съемки живой природы, — объясняет она, — потому что любая из его ножен может двигаться в пределах 360°, а также его можно поставить на очень неровной поверхности».
«Если я снимаю из открытого автомобиля в Ботсване, я все равно могу применять Benbo и снимать в любом направлении на 360°. В закрытых автомобилях я использую бин-бэг, помещенный на окно, и кладу объектив камеры прямо на него».
«Когда я снимаю из собственного или арендованного автомобиля, то применяю оконную струбцину с шарнирной головкой, которую можно прикрепить в считанные секунды, она способна удержать даже 500-мм объектив».

Энджел счастлива, что нашла путь, сочетающий все ее интересы, и она осознает, какие преимущества ей это дает. «Меня никогда не покидает глубокое волнение, когда я фотографирую, — говорит она. — Я просто люблю быть там с моими камерами. К несчастью, когда я возвращаюсь, то должна выполнять рутинную работу, делая подписи к слайдам, прежде чем их продать, чтобы можно было отправиться в следующее путешествие. Это, я думаю, самая скучная часть фотографии живой природы!»

Снежный барс
Снежный барс
Чудесным солнечным зимним днем в штате Монтана (США) Энджел приняла участие в коротком вертолетном перелете к непроходимому снежному хребту для поимки снежного барса. Оказавшись на снегу, Энджел начала распаковывать свое оборудование и краем глаза уловила движение; она обернулась и инстинктивно упала на колени, чтобы получить низкий угол съемки, как раз тогда, когда кошка подпрыгнула в воздухе.

Hasselblad 501СМ, объектив 250 мм, Kodak Ektachrome 100 Plus

Леопард, Намибия
Леопард, Намибия
Две ночи подряд Энджел сидела в укрытии, чтобы сделать этот снимок. Перед сумерками появился леопард и спустился к скале, освещенной вечерним оранжевым светом. Энджел знала, что кошка так или иначе появится в нужное время в нужной точке, но она была вознаграждена еще и тем, что животное, проходя мимо ее укрытия, остановилось и посмотрело в ее сторону как раз когда его тело купалось в последних лучах солнца. Чуть позже свет угас, и солнце скрылось за горизонтом.

Nikon F5, объектив 500 мм, Kodak Ektachrome 100VS

Хамелеон Парсона
Хамелеон Парсона
Этого хамелеона — замечательную крупную рептилию — нашли на острове Мадагаскар, и Энджел решила с очень близкого расстояния снять его глаз. Она использовала макрообьектив (избегая применения вспышки, которая создала бы отвлекающие внимание блики в зрачке хамелеона) и получила очень выразительный снимок глаза в натуральную величину.

Nikon F4, объектив 105 мм Micro-Nikkor, Kodak Ektachrome 100S

Гигантская Панда. Панда на дереве

Гигантская Панда. Скользящая панда
Гигантская Панда
Иногда фотограф, снимающий живую природу, приобретает известность благодаря работе с одним животным; для Хизер Энджел одними из самых удачных стали снимки гигантской панды.
Энджел была в Китае 8 раз, и под впечатлением ее снимков гигантских панд один американский издатель предложил ей сделать книгу об этих харизматических животных.
«Эта фотография была сделана в Волонге — самом крупном заповеднике панд в Китае,— рассказывает Энджел, — но я знала, что во время предыдущего визита я сняла недостаточно материала. Я поехала в заповедник во второй раз и сняла новые фотографии панд в весенних цветах, но и это меня не удовлетворило. Мне нужны были необычные фотографии панд на снегу».
Хотя вероятность выпада снега зимой в горном районе провинции Сычуань, где расположен Волонг, очень высока, точно предсказать, когда он выпадет, невозможно. Энджел так спланировала трехнедельное путешествие, чтобы обязательно застать снег.
Когда она прибыла в заповедник, условия были великолепными. «Снег шел уже пару месяцев, — вспоминает она, — но когда появлялось солнце, он начинал очень быстро таять, так что путешествие было похоже на игру.
Мне очень хотелось снять панд в движении, но их бамбуковая диета зимой столь непитательна, что еда занимала их большую часть дня, и было большой редкостью увидеть, чтобы они делали что-либо еще. Но молодые панды, подобно всем подросткам, более активны и любопытны, так что оставалось только ждать.
Я проходила мимо панды на дереве в первый день пребывания в Волонге и моим первоначальным желанием было снять ее телеобъективом в развилке ствола дерева. Потом я поняла, что важно запечатлеть животное в его естественном окружении, и я стала снимать зум-объективом 35-70 мм, используя его длинную часть, и попятилась назад, чтобы увидеть панду, сидевшую наверху и обозревающую зимний пейзаж.
Фотография панды, скользящей вниз по склону, была сделана позднее, это был моментальный снимок. Я смотрела в противоположную сторону, когда услышала шум и, повернувшись, увидела панду вверх ногами. Я успела сделать три или четыре кадра 80-200-мм зум-объективом. Эта была единственная фотография из серии, когда обе ноги панды были в воздухе, но, нажимая на спуск, я уже знала, что получатся забавные снимки, всегда вызывающие положительные эмоции».
Панда на дереве: Nikon F4, зум объектив 35-70 мм, Kodak Ektachrome 100S
Скользящая панда: Nikon F4, зум-объектив 80-200 мм, Kodak Ektachrome 100 Plus