Джим Бранденбург

Джим Бранденбург начал карьеру фотографа природы и создателя фильмов, специализируясь в студии искусств при Миннесотском университете. Затем он продолжил работу в качестве художественного редактора в газете Worthington Daily Globle в штате Миннесота и одновременно продолжал сотрудничество с журналом National Geographic, который опубликовал его снимки на своей обложке в январе 1980 года.
С тех пор он стал одним из самых известных фотографов живой природы, создав более 18 фотосерий для National Geographic, наряду с 19 книгами и бесчисленными телевизионными передачами.
Он живет в регионе США, имеющем славу самой дикой и нетронутой земли в стране. Город Или, расположенный недалеко от границы с Канадой, находится в сердце заповедника Баундари Уотерс Каноэ Эйрие Уайдернесс, который занимает почти три миллиона гектаров охраняемой земли в США, а дальше начинаются земли, оберегаемые Канадой, известные как Национальный парк Куэтико. В радиусе 30 миль от его дома находятся около 1000 озер, и весь регион кишит дикими животными «Я приехал сюда изучать волков, — говорит Бранденбург.— В миле от моего дома построил постоянный лагерь и палатку как второе укрытие. Со временем местные волки привыкли ко мне и позволили подходить к ним очень близко. Они очень умные создания и чувствуют себя в этих местах в безопасности. Я владею 1500 акрами и не позволяю ходить и охотиться на своей территории, что позволяет волкам оставаться здесь».
Волки - это объекты съемки, которые Джим знает лучше всего, но на протяжении многих лет он также снимал огромное количество других животных и собрал впечатляющий список национальных и международных наград за свои работы. Он был дважды признан фотографом года, а в 1991 году награжден WAA (World Achievement Award, награда за достижения мирового значения) по программе охраны окружающей среды ООН.
Король Швеции Густав вручил награду Бранденбургу в честь признания ценности его фотографий, поднимающих общественный интерес к окружающей среде.
Один из наиболее нашумевших проектов Бранденбурга назывался Дневник северных лесов (North Woods Journal) включавший съемку по одной фотографии в день на протяжении 90 дней, начиная с осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. Он работал недалеко от дома и позволял себе только один раз щелкнуть затвором, чтобы получить снимок. Его снимки были полностью опубликованы в Nationa Geographic в ноябре 1997 года, и они имели одну особенность - они были получены с использованием минимального количества пленки. Позднее эта серия составила книгу Преследуемый Светом (Chassed by the Light), в которой учитывался опыт, полученный в течение этих 90 дней. Она стала и бестселлером, и подобием передвижной выставки. Эта работа проложила путь к созданию другого проекта — Летние дни (Days of Summer), унаследовавшего принципы первого, только теперь фотографии делались летом в любимых Бранденбургом северных лесах. Метод работы, близкий сердцу Бранденбурга, — это оценка и понимание значительности объекта до нажатия на спуск. Его занятия привели к главному выводу о том, что простота является ключом к великой выразительности.
Бранденбург очень долго снимал камерой Nikon — обычно Nikon F100 и 90.
«Мне не хотелось использовать F5, — поясняет он, — так как я много путешествую на каноэ и, если камера упадет за борт, потребуется целое состояние для ее замены!» К его зеркальным камерам имеется полный набор объективов, но он считает, что 80-90% его фотографий сделаны двумя объективами: 14-мм широкоугольным и 80-400-мм зум-объективом со стабилизацией изображения, последний недавно был заменен на 80-200-мм, полностью отвечающий задачам Бранденбурга.
«Я применяю штатив не так часто, как другие, — рассказывает фотограф. — С годами я понял, что упустил много удивительных снимков из-за сотрясения камеры, но я считаю, что сделал гораздо больше хороших кадров, так как был готов к съемке в то время, когда другие еще только устанавливали свое оборудование. Появление у камеры Nikon объективов со стабилизацией изображения было прорывом. Зум-объектив, установленный в самое длиннофокусное положение, я легко могу удержать в руках при 1/30 сек. и даже ухитряюсь снимать без проблем на выдержке 1/8 сек. Это привело к коренным изменениям в моей фотографии».
Другими любимыми камерами Бранденбурга являются Fujifilm 6 х 7 см и Hasselblad Х-Pan-обе модели панорамные, а также Pentax 6 х 7 см. «Х-Pan я люблю за оперативность- говорит он,— поскольку ее можно положить в карман и носить с собой».
Наиболее интересным занятием для Бранденбурга была съемка цифровой камерой. Снимки, составившие проект Летние дни, были сделаны камерой Nikon D1X, и он считает, что таким образом будет работать и в будущем: «Это меняет мой стиль и дает мне больше уверенности, так как я могу сразу видеть, что получилось».

Воющий волк
Воющий волк
По мнению Бранденбурга, в природе существует немного звуков, вызывающих такое же восхищение, как вой волка. Эта классическая фотография была сделана в лагере в близи его дома в штате Миннесота 300-мм объективом с 2.0 х телеконвертером, увеличивающим фокусное расстояние до 600 мм. Как и при съемке большинства фотографий, камеру он держал в руках.
Nikon F4, объектив 300 мм с 2.0 х телеконвертером, Kodachrome 64

Снежно-белая цапля
Снежно-белая цапля
«Эта фотография снежно-белой цапли была сделана во Флориде, куда я отправился по заданию National Geographic, чтобы запечатлеть Америку такой, какой она предстала перед Христофором Колумбом. Получилось лучше, чем я ожидал. Я снимал цаплю против света, и ее крылья, запорошенные снегом, были хорошо освещены и, чтобы это подчеркнуть, я немного уменьшил экспозицию — от 1/3 до 1/2 значения диафрагмы. Для меня это было необычно, потому что я доверял экспонометру камеры безоговорочно»,
Nikon N90, объектив 300 мм, Fujifilm Velvia

Вороны
Вороны
Вороны очень близки сердцу Бранденбурга из-за их мрачной репутации, которую они получили в некоторых странах. Эту фотографию он сделал рядом с домом в штате Миннесота и использовал голубой фильтр, чтобы подчеркнуть загадочность сцены. Выдержка 1/8 сек. позволила сочетать резкость и размытие.
Nikon F4, объектив 300 мм, Fujifilm Velvia

Заяц-беляк
Заяц-беляк
«Одна из радостей в фотографии живой природы — это поймать момент, который длится доли секунды, а затем, благодаря вашему снимку, живет всю жизнь, — говорит Бранденбург. — Этот заяц-беляк в белой зимней шкурке, поедающий найденный побег, был снят мною вблизи моего дома в штате Миннесота; его большие лапы-снегоступы помогают ему передвигаться по рыхлому снегу.
Это изображение заставляет многих людей улыбнуться и с теплотой отнестись к объекту снимка, чего бы они никогда не сделали, будь это горностай или ласка. Поэтому эта очень давняя фотография всегда будет популярной». В техническом смысле она очень проста.
«Я жил в местности, богатой животными, — рассказывает Бранденбург. — Одни представители фауны были более терпимы к человеку, чем другие. Двигаясь медленно и осторожно, я подошел очень близко к зайцу и, оказавшись рядом, снял его камерой Nikon F с 300-мм объективом».
Nikon F, объектив 300 мм, Kodachrome 64

Антилопа бейза
Это одна из самых знаменитых фотографий Бранденбурга, которая помогла ему завоевать титул «Лучший фотограф живой природы 1988 года».
«Это была смесь пейзажа и фотографии из жизни животных,— поясняет Бранденбург. — И это один из способов, которым мне нравится работать. Я по возможности помещаю животное в окружающую среду, а не снимаю его крупным планом, и в данном случае обстоятельства работали на меня». Бранденбург получил от National Geographic задание в Намибии, где и сделал эту фотографию. Страна в то время боролась за независимость и была охвачена партизанским движением. Снимки Бранденбурга показали все стороны этого положения. «В те дни National Geographic позволял фотографам тратить время на создание серий фотографий, — говорит он. — И я снимал в Намибии в течение примерно трех месяцев. Я потратил две недели, чтобы сделать эту фотографию, которую я с начала нарисовал в голове и был готов следовать по намеченному пути. Когда идея захватывает вас, это может быть в какой-то степени опасным, но я действительно чувствовал, что могу сделать подобную фотографию».
В это время была засуха, и многие антилопы умирали от голода. Бранденбург увидел, как животное искало пищу на земле, лишенной растительности. «Это была самая агрессивная среда, в которой мне приходилось работать. Вы делаете шаг вперед и отступаете на два назад, а ветер гоняет песок вокруг упакованного оборудования, угрожая испортить его». Наконец, упорство Бранденбурга было вознаграждено, и он сделал это величественное изображение камерой Nikon F3, используя длинный конец зум-объектива 80-200 мм и подчеркнув эффект путем недодержки снимка на одно или полтора значения диафрагмы, чтобы притемнить тени и сделать сцену более контрастной.
«Для меня данная фотография похожа на обнаженную натуру, — признается он. — В ней есть определенная чувственность, и ее привлекательность на самом деле для меня оказывается ложью».
Nikon F3, 80-200 мм зум-объектив, Kodachrome 64