Стефен Далтон

Высокоскоростные фотографии живой природы, выполненные Стефеном Далтоном, впервые были представлены публике в начале 1970 годов и до сих пор являются его торговой маркой. Они произвели переворот в этой области фотографии. Никто до этого не видел ничего подобного: это было сюрпризом, и не только потому, что Далтон преодолел большое количество сложностей, но главным образом из-за отсутствия оборудования, которое требовалось для создания подобных фотографий.
Фотография никогда не была для Далтона главным занятием, но он с юности испытывал страсть к живой природе. «В школе я был известен как «король жуков», — вспоминает он, — поскольку я с ранних лет был очарован всякими ползающими тварями». Короткое время пребывания в Лондоне убедило его бросить однообразный механический труд и найти возможность зарабатывать на жизнь вне скучного офиса. «Я везде крутился с камерой отца, — говорит Далтон. — Это развило во мне интерес к фотосъемке. Когда я увидел объявление в Regent Street Polytechnic о трехгодичных курсах фотографии, я ухватился за этот шанс, записался на них и впервые в жизни стал изучать то, что меня по-настоящему увлекало. Обручение естествознания и фотографии состоялось, и в 1967 году Далтон публикует свою первую книгу фотографий Муравьи вблизи (Ants From Close-Up). Однако его пытливый ум был готов идти дальше простой макросъемки. «Традиционно насекомые снимались сидящими на листьях в очень статичных позах, — объясняет он, — и это была самая неинтересная сторона их поведения. Удивительно, но насекомые могут еще и летать, и я понял, что есть способ зафиксировать это на пленке». Тот факт, что в это время не существовало подходящей техники, не остановил Далтона. С помощью инженера-электронщика Рона Паркенса он создал собственную конструкцию быстродействующей вспышки, приспособив для этого домашние выключатели и коробочки из-под пленки Kodachrome, которая после многочисленных проб и ошибок позволила запечатлеть на пленке то, что никогда ранее не было недоступно фотографии. После овладения высокоскоростным процессом Далтон приспособил его для съемки крупных животных. Он работал над созданием сцен, которые обычно снимаются в студии, — придавал им реалистический вид, используя точные и аккуратные декорации и сложную систему освещения. «Я хотел воссоздать реальные природные условия и естественное освещение, — объясняет Далтон. — Было бы очень легко поместить свет по сторонам объекта, но изображение получилось бы скучным и искусственным».
Установку Далтона для съемки насекомых лучше всего описать как туннель для полета, внутри которого насекомые инстинктивно летели на свет — прием, применявшийся Далтоном, давал ему любую степень предсказуемости. Когда насекомое достигало нужной точки, оно последовательно пересекало световые лучи видимого или инфракрасного излучения, которые были сфокусированы на светочувствительных элементах. Фотоэлементы передавали информацию на усилитель, который, в свою очередь, включал быстродействующую вспышку и приводил в действие высокоскоростной затвор, смонтированный на камерах Leicaflex SL или R8. «Это была гибкая система, которую я мог легко настраивать и регулировать, — говорит Далтон. — Я мог программировать задержку срабатывания затвора, а сам спуск был настолько чувствителен, что реагировал даже на человеческий волос. Он тоже нуждался в регулировке: если только я не хотел получить на снимке одни усики или прозрачные крылышки насекомого, которые прерывали луч, я понизил чувствительность и изменил плоскость фокусировки луча».
В этой системе возможно использование больше одного луча, так что камера и вспышка срабатывали по одиночке или вместе, когда прерывались лучи. Наряду с этими усовершенствованиями, Далтон открыл, что не существует одной идеальной скорости срабатывания вспышки для всех объектов. Вначале он снимал со скоростью 1/30000 сек., которая позволяла останавливать движение большинства живых существ, но также требовались скорости большие или меньшие для съемки специфических фотографий.
Когда он по заданию National Geographic снимал прыгающих блох, скорость вспышки колебалась около 1/100000 сек., а когда снимались более медленные существа, такие как бабочки, требовалась скорость соответственно ниже. «Я подсоединил несколько дополнительных конденсаторов параллельно существующим, чтобы повысить мощность вспышки вдвое,— говорит он. И это уменьшило скорость вспышки вдвое, так что вместо 1/30000 сек. получилась 1/15000 сек. Рассуждая подобным образом, я так же поступил, когда снимал блох. Я купил несколько маленьких конденсаторов, которые давали меньшую мощность». Теория немного странная, но Далтон считает, что на самом деле все очень просто: «Если вы представите, что вода течет по трубе, потребуется вдвое больше времени чтобы галлон воды вытек через трубку, чем это надо для пол-галлона воды». Конечно, чем мощнее вспышка, тем дальше ее можно разместить, что критично, для фотографирования больших существ. В то время, когда насекомые снимаются в маленьком пространстве, большие объекты снимаются на больших площадях, типа амбара, который служит Далтону студией, и свет размещается на расстоянии от объекта. Где бы ни снимал Далтон своих диких обитателей — в студии или вне ее, ему требовались недели для работы, особенно если создавались декорации или приходилось преодолевать технические и другие проблемы.
«Никто не верил, что для съемки моих фотографий требуется много времени, — говорит Далтон. — Но я рано понял, что чем больше усилий вы вложите в снимок, тем больше от него получите».

Бабочка
Бабочка
«Я начал заниматься скоростной фотографией со съемки насекомых и считаю их одними из самых трудных объектов, так как траектория их полета очень непредсказуема. Принципы остаются такими же, как и при съемке крупных объектов, однако, я тщательно работаю над деталями и потом много снимаю, чтобы быть уверенным в том, что получу нужную мне фотографиями
Leicaflex SL, объектив 100 мм Macro Elmar, съемочный мех

Мышь па пороге
Мышь па пороге
Не все работы Далтона выполнены с применением быстродействующих вспышек, и не все существа, которых он фотографировал, были экзотическими. Этот снимок обычной домашней мыши для книги Тайная жизнь сада (The Secret Life of Garden) сделан на конюшне.
Hasselblad, объектив 50 мм

Летающая лягушка
Летающая лягушка
На съемку летающей лягушки ушло четыре дня, потому что Далтон получил возможность наблюдать за этим существом в течение небольшого периода. С помощью четырех вспышек удалось заморозить движение и создать необходимый моделирующий свет.
Hasselblad, объектив 150 мм

Бегущий василиск
Бегущий василиск
Эта фотография василиска, бегущего по воде, является одной из наиболее известных работ Далтона. Помимо технической сложности съемки, от фотографа требовалось глубокое понимание поведения животного и бесконечное терпение; работа над снимком длилась более трех недель.
Первая часть работы включала создание конструкции, которая позволила бы заполнить водой длинное вытянутое пространство, необходимое ящерице для выполнения своего трюка - стремительной пробежки по поверхности воды в окружении множества растений, растущих в среде обитания этого существа. При расчетах учитывалась длина василиска, составлявшая примерно 30 см. Потребовалось комплексное освещение, потому что Далтон решил воссоздать атмосферу леса. Всего было использовано шесть источников света, включая два заполняющих, заднее освещение и свет сверху, отражавшийся в воде, имитируя небо. Когда вся система была установлена и опробована, оставался открытым вопрос, как заставить ящерицу быстро бежать по прямой линии.
«При такой съемке вы должны знать, как обращаться с животным и уметь предвидеть его реакцию на ваши действия,— рассказывает Далтон. — В данном случае я поработал над тем, чтобы ящерица побежала по направлению к темному участку пространства и, поместив его наверху, мы, в конце концов, заставили ее побежать в нужном направлении».
Hasselblad, объектив 150 мм