Лаури Кэмпбелл

Лаури Кэмпбелл родился в 1958 году в Бервике-на-Твиде на южной шотландской границе, рос в местечке с богатой живой природой. Благодаря воспитанию Кэмпбелл хорошо относился к большинству окружавших его живых существ. «Мальчиком я, помню, держал червяков и пауков в спичечных коробках, — признается он. — Я вырос с пониманием своего родства с природой».
Повзрослев, Кэмпбелл стал предпринимать экспедиции за город, с целью наблюдения естественного мира живой природы. Оставался один логический шаг до того, чтобы взять в руки камеру и принести из походов фотографии, что дало бы ему возможность поделиться своим опытом с другими. Свои первые снимки Кэмпбелл сделал в 1972 году и вскоре погрузился в мир фотографии, решив сделать в ней карьеру. «Одной из первых моих командировок была служба в эдинбургском зоопарке, — вспоминает он. — И уже тогда я знал, что хочу быть фотографом живой природы; я печатал черно-белые снимки и продавал их посетителям». С 1977 по 1981 год он изучал фотографию в Эдинбургском университете, и, несмотря на то, что знания, которые он получал, более подходили рекламному и коммерческому миру, он закончил его с полным набором ценных технических сведений. «Как и многие фотографы тех дней, я оценил возможности современного оборудования, — говорит Кэмпбелл. — Автофокус оказал мне огромную помощь, и качество современных зум-объективов и удвоителей фокусного расстояния позволяло мне носить с собой гораздо меньше техники при том же самом диапазоне фокусных расстояний».
Можно сказать, что современному фотографу необходимо настоящее понимание фотографии, чтобы, когда требуется, уметь контролировать процесс. Я в течение многих лет вел семинары и всегда настаивал, чтобы те, кто их посещает, для улучшения результатов работали с камерами в ручном режиме, учились измерению экспозиции по среднему тону и использовали такие функции, как предварительный просмотр глубины резкости и подъем зеркала. Я также подчеркивал важность применения хорошего устойчивого штатива для съемки живой природы. Просто удивительно, как много фотографов ставят камеру с тяжелым объективом на «хиленький» штатив, — а это значит, что как бы ни был хорош объектив, они никогда не получат настоящего качества снимков».
Кэмпбелл сам имеет штатив из углеродного волокна Gitzo 1548 модели — очень компактный и чрезвычайно устойчивый. Но для полной уверенности Кэмпбелл подвешивает на него снизу камни — ножки штатива сильно прижимаются к земле, что предотвращает любые сдвиги. Выбор двух штативных головок продиктован различными ситуациями: съемкой пейзажей и макросъемкой. В пейзажной съемке Кэмпбелл применяет обычную панорамную головку с наклонами, а для съемки живой природы жидкостную головку, которая обычно используется для съемки движения. Трение головки можно отрегулировать таким образом, что вращение будет плавным и хорошо контролируемым; и камера может быть легко зафиксирована под любым нужным углом, что сэкономит драгоценные секунды для съемки.
Кэмпбелл заработал себе отличную репутацию тем, что он снимает объекты, которые находятся рядом с его домом, предоставляя съемку экзотической живой природы другим специалистам. «Я думаю, вы получите лучшие результаты, потратив время на то, чтобы узнать ваш объект изнутри, — говорит он. — Существуют фотографы, которые специализируются на съемке только одной местности, и, скорее всего, они получат снимки лучшего качества, чем это сделал бы я, если бы поехал туда всего на несколько недель. Оставаясь рядом с домом, я могу выбрать нужное время для съемки и возвращаться обратно только тогда, когда буду полностью удовлетворен проделанной работой».
Последние проекты Кэмпбелла включают серии о золотых орлах, барсуках и каирнгормких северных оленях, а недавно он начал масштабный проект, посвященный выдрам, который обязуется полностью завершить. «Выдры более активны в начале и в конце дня, — рассказывает Кэмпбелл. — Я прибыл на место за два часа до заката и снимал их, пока солнце не село. Немного поспав урывками на месте, я снимал их снова уже на восходе солнца. Если вы собираетесь получить уникальные снимки, это возможно только благодаря глубокому знанию вашего объекта».
Кэмпбелл много раз доказывал, что высокий уровень мастерства и ответственности могут создать нечто уникальное, даже если кто-то считает, что ваш объект весьма зауряден. Именно глаз художника и симпатия к существу, которое он снимает, создают понимание, доступное очень немногим.

Красный олень Шотландия
Красный олень Шотландия
Этот красный олень был снят снежным днем камерой Nikon F5, с 500-мм объективом f/4. Кэмпбелл использовал бин-бэг для поддержки камеры и медленно подкрадывался к своей добыче, пока не оказался достаточно близко, чтобы сфотографировать крупный план.
Nikon F5, объектив 500 мм 8/4

Горный заяц, Шотландия
Горный заяц, Шотландия
Чтобы сделать эту фотографию горного зайца в его зимнем камуфляже, Кэмпбеллу пришлось подкрадываться к зверьку в течение нескольких часов. Увидев зайца, фотограф понял, что тот инстинктивно побежит на вершину холма. Затем Кэмпбелл очень медленно полз на животе от камня к камню, пока не оказался настолько близко, чтобы снять зайца крупным планом. Он использовал 500-мм объектив с 1.4х конвертером, удлиняющим фокусное расстояние до 700мм, при этом светосила объектива уменьшилась до f/5.6, и Кэмпбелл снимал на выдержке 1/15сек., применив бин-бэг для поддержки камеры.
Nikon F5, объектив 500 мм, 1.4 х конвертер

Тупик
Тупик
Кэмпбелл возвращался после проведения семинара на островах Фарну Северного побережья Англии, когда заметил, как сильный ветер, дувший ему в спину, на долю секунды заставил зависнуть в воздухе идущего на посадку тупика. Использовав 300-мм автофокусный объектив f/2.8 на камере Nikon F5 и установив выдержку 1/1000 сек., чтобы заморозить движение, он снимал с рук при диафрагме f/4 и получил серию из 18 фотографий.
Nikon F5, объектив 300 мм f/2.8

Барсук внутри полого бревна, Шотландия
Барсук внутри полого бревна, Шотландия
Заказ на фотографии для последней книги о барсуках означал для Кэмпбелла начало интенсивных съемок в местных лесах. Это включало кропотливую работу по поиску и приручению подрастающих малышей. Столкнувшись с необходимостью сделать многочисленные снимки зверьков, которые должны были составить содержание целого тома, Кэмпбелл создал серию ситуаций, включавших установку контролируемого освещения, а в некоторых случаях и создание декораций. Этот снимок барсука, продвигающегося в полом стволе дерева, был одной из таких «постановочных» композиций.
«Я выкопал в земле яму глубиной в два или три фута, чтобы укрыться, и это позволило мне во время съемки находиться на одном уровне с барсуками, — рассказывает Кэмпбелл. — Таким образом я сделал много снимков. При съемке малышей мне не было необходимости держаться на расстоянии, поскольку они выглядели очень довольными и счастливыми, когда я находился поблизости, но укрытие служило мне хорошей позицией для съемки и защитой на случай плохой погоды. Я также мог при случае поспать там несколько часов. Одна из подготовленных мною декораций включала полое дерево, и я положил его так, что мог смотреть сквозь его отверстие из моего укрытия. Затем я набросал несколько орехов на листья на переднем плане, зная, что это только вопрос времени, когда один из барсуков
почувствует запах и придет полакомиться. Снимки были сделаны на пленке Fujifilm Provia 100 камерой Nikon F4 с зум-объективом 35-70 мм, я использовал вспышку SB24 с маленьким софтбоксом для освещения сцены. У меня было несколько вариантов: в одном я установил освещение позади бревна, чтобы создать контровой свет за барсуком, и этот снимок оказался весьма интересным.
Nikon F4, зум-объектив 35-70, Fujifilm Provia 100, вспышка SB24