Доктор Джон Брекенбури

«Мне нравится соревноваться», — вот причина, помогающая доктору Джону Брекенбури двигаться вперед и объясняет его упорство в преодолении многих технических проблем в созданных им устройствах, которые позволили ему снимать насекомых совершенно необычным и новым способом.
Удивительнее всего то, что Джон Брекенбури не считает себя фотографом. «На самом деле я зоолог, - объясняет он, — и читаю лекции по ветеринарии в Кембриджском университете, хотя параллельно я читаю курс по фотографии в паре колледжей и регулярно обсуждаю проблемы в фотографических обществах». Член Совета Королевского фотографического общества, Брекенбури всегда любил фотографию, но он совсем не представлял, что ему делать, когда решил поставить перед собой почти невыполнимую задачу — поместить камеру рядом с насекомым и попытаться представить их мир таким, каким он есть на самом деле, а не таким, каким его обычно видит человеческий глаз.
«Это случилось совершенно неожиданно около 15 лет назад,— рассказывает Брекенбури, — у меня было много знаний и опыта о жизни насекомых, и я захотел поделиться частью этого с другими людьми. Лучший способ сделать это, — рассуждал я — это создать что-нибудь визуально захватывающее и воодушевляющее». Такой ход мыслей привел Брекенбури к использованию возможностей техники, которую он позже назовет «панорамной макросьемкой» когда маленькое существо показано в натуральную величину или крупнее, а его окружение, как правило, хорошо видно.
«Если вы будете снимать насекомое в обычном макрорежиме с помощью макрообъектива, — говорит фотограф, — вы можете показать его крупным планом. Но остальная часть окружающего его пространства будет размыта. Насекомые видят мир не таким. Мне хотелось, чтобы пространство было резким и выглядело таковым, каково оно на самом деле».
Однажды Брекенбури внимательно посмотрел на эту проблему и обнаружил, что обычных методов для таких целей не существует. Он стал размышлять, как построить устройство, которое ему требовалось. Он подумал о том, что можно поискать ответ в обычной фотографии, но в конце концов понял, что эта область совершенно неизведанна.
«Я обнаружил, что самая совершенная оптика для таких съемок- это широкоугольные объективы для телевидения, — рассказывает Брекенбури. — Они предназначены для совершенно других целей, но как раз подходили для моих задач. Моей главной проблемой была установка этого объектива на обычную 35-мм камеру». После многих проб и ошибок, с помощью двух ирисовых диафрагм и двух отдельных удлинительных мехов он сумел решить технические проблемы и получил заранее заказанные объективы с эффективной диафрагмой около f/190. «На самом деле это снимок, сделанный камерой типа стеноп,— говорит он, — хотя качество изображения гораздо выше чем то, которое объектив любого другого стенопа мог бы создать». Решив одну проблему, он поставил перед собой другую, начав работу по созданию устройства для замораживания движения, чтобы насекомые получались резкими во время полета. Другие фотографы, такие как Стэфан Далтон, работали в похожем направлении, но Брекенбури снова нашел свой особый путь и достиг цели B создании своей системы, которая позволяла ему постоянно получать хорошие результаты и имитировать подлинный взгляд на мир, который человеческий глаз не имел никаких шансов разглядеть. Он до сих пор улучшает свою технику, выясняя, как далеко можно пойти в этом направлении, но сам путь эксперимента весьма его привлекает и постоянно заставляет раздвигать границы макрофотографии, насколько это возможно. «По моим ощущениям, прямо у нас под ногами находится много великолепного материала, — говорит он, — не надо крутить головой в поисках экзотических регионов, чтобы получить драматические фотографии природы: все, что вы ищете, находится прямо на улице».

Кузнечик на стене
Кузнечик на стене
«Я сделал этот снимок в Испании во время путешествия в поисках экзотических насекомых,— говорит доктор Джон Брекенбури. — Это панорамная макрофотография насекомого и его окружения. Такой эту сцену увидел бы другой кузнечик, и это то, что я хотел получить, когда создавал данную технику съемки»
Nikon FM2, самодельное устройство для макросьемки, Fujifiim Velvia

Саранча в полете
Саранча в полете
«Человеческий глаз работает примерно в сто раз медленнее, чем скорость движения насекомого в полете, — говорит Брекенбури.— Единственный способ его увидеть — это сфотографировать». Его самодельное устройство для съемки оснащено лазером, луч которого проходит там, где будет пролетать насекомое, а объектив сфокусирован на эту точку. Как только луч пересекается, срабатывает электромагнитный затвор на объективе камеры, и две высокоскоростные вспышки Eaqle Elektronics вспыхивают одновременно на 1/20 000 сек. «Я еще раз применил фотооборудование, не имеющее аналогов, чтобы решить технические проблемы,— поясняет Брекенбури, — я воспользовался научным прибором, известным как лазерный прерыватель (laser chopper), чтобы пересекать луч лазера с нужной скоростью».
Nikon FM2, объектив Micro-Nikkor 105 мм f/2.8, Fujifiim Velvia

Божьи коровки на церковном дворе
Божьи коровки на церковном дворе
Доктор Брекенбури очень любит церковные дворики, которые представляют для него интерес как для фотографа природы. «Многие из них — это настоящая природная кладовая, — говорит он, — создающая безопасную крышу для многочисленных птиц, насекомых и цветов».
Это место находится около деревенской церкви в Виллингхаме близ Кембриджа, и Брекенбури посетил его солнечным днем в середине зимы, когда пытался сфотографировать божьих коровок. «Было действительно холодно, — вспоминает он, — примерно 5°, и божьи коровки, находясь в зимней спячке, не могли быстро двигаться и сгрудились, чтобы согреться». Именно это и требовалось, поскольку установка оборудования для панорамной макросьемки требует времени, a сама сьемка длительных экспозиций.
В конечном счете, когда Брекенбури был готов к съемке, он решил дополнительно использовать заполняющую вспышку, чтобы высветить тени на переднем плане и немного уменьшить контраст всего снимка. «Поскольку выдержка была около 1 сек., я полностью контролировал ситуацию, — говорит он.— Я мог держать вспышку в руке и освещать только те места, которые хотел. Но при длительных выдержках всегда есть риск сотрясения камеры, поэтому я поднял зеркало на своей камере Nikon FM2 прежде, чем спустить затвор. Это старый фотоаппарат, но он один из немногих позволяет предварительно поднять зеркало, и таким образом существенно уменьшить вибрацию во время съемки». Он доверяет TTL-замеру экспозиции своей камеры и считает его безошибочно точным.
Nikon FM2, самодельное устройство для панорамной макросъемки, выдержка 1сек., Fujifiim Velvia, заполняющая вспышка