Андрес Гейдемарк

Родившийся в 1963 году в лесном регионе, расположенном в центре Швеции, Андрес Гейдемарк провел там одинокое детство, потому что в его окружении было мало сверстников. «Лес стал моей площадкой для игр, — вспоминает он, — и у меня было много времени для размышлений. Мой отец был увлеченным охотником, и я слушал его замечательные истории. Он не читал мне сказки, чтобы помочь уснуть, он читал мне охотничьи рассказы!»
Это место не было идеальным для приобретения друзей, но оно идеально подходило для того, кто хотел бы начать карьеру фотографа природы, и Гейдемарк увлекся фотографией смолоду, купив настоящую камеру в возрасте 13 лет. «Хотя у меня были только коробка и 400-мм объектив, я считал, что могу снимать все что захочу: лисиц, косуль и лосей», — рассказывает он.
Через несколько лет он немного изменил свои взгляды. Теперь он хотел не просто подобраться как можно ближе к своим объектам, но рассказать историю своими снимками. Это решение было связано с тем, что он показывал фотографии публике и хотел донести до нее свои собственные чувства к природе.
«Я решил, что мне нужно делать несколько другие снимки по сравнению с теми, которые у меня получались в самом начале, — вспоминает Гейдемарк. — Конечно, они должны быть правдивыми описаниями живых существ, которых я видел, но я хотел передать атмосферу и сделать фотографии более утонченными. Это осталось моим стремлением по сей день- сочетание биологической достоверности с выражением чувств к объекту в одной фотографии. Когда я нахожусь в полевых условиях, я скорее держу перо, чем камеру. Я делаю зарисовки и записываю идеи для будущих книг и слайд-шоу. Я редко делаю фотографии с намерением использовать их сами по себе. У меня всегда есть план, как скомбинировать их с текстом в книге или сделать фотосерию, которая будет показана с музыкальным сопровождением. Мне нравится «рассказывать» своими фотографиями истории об эволюции геологического ландшафта или о происхождении какого-либо животного; в любом случае я пытался сделать свои рассказы интересными, привнося в них поэзию и артистизм. Хорошим примером моей работы является мой исландский проект Поднимусь из моря, затененный крыльями (Stigen ur hav — av vingar skuggad). Я провел в стране около семи месяцев, собирая фотографии, нужные для слайдовой серии и будущей книги. Рассказ был об исландской геологической истории и включая выражение моего персонального отношения к эволюции, согласно которому человечество является частью мира в относительно короткий период времени. Для меня очень важно завершить мой рассказ созданием макета для каждого проекта, и, следовательно, я сам себе издатель — не потому, что не доверяю другим людям, но потому, что считаю, что если вы сами формулируете концепцию, делаете снимки и пишете текст, то должны рассказать историю до конца. Когда я снимаю серию фотографий для слайд-шоу, я всегда подбираю к нему музыку; я слушаю ее снова и снова, чтобы ощутить нужную атмосферу и создать себе нужное настроение для выбора фотографий, к которым музыка служила бы дополнением.
Из оборудования Гейдемарк использует камеры 35-мм, среднеформатные и крупного формата, но применяет как можно более простую технику. Его стандартный набор 35-мм оборудования состоит из двух старых камер Саnon F1 и нескольких объективов от 14 мм до 500 мм с конвертерами. Средний формат представлен Rolleiflex 6008 Integral с объективами 50 мм, 90 мм, 180 мм и 300 мм, а из крупноформатных камер имеется Wista 9 х 12см с тремя объективами.
«Одной из самых важных частей моего оборудования является старый тяжелый деревянный штатив, — говорит Гейдемарк. — Конечно, я устаю всюду носить его с собой, но когда я нахожусь на съемке и жду случай, я по настоящему наслаждаюсь его компанией. Штатив подобен старому другу, с которым проведено много хорошего времени!»

Песец
Песец
Гейдемарк много раз путешествовал по Исландии, работая над проектом о геологической истории этой страны. Он провел там семь месяцев, чтобы сделать нужные снимки, включая изображение этого любознательного песца.
Саnon F1, объектив 500 мм f/4.5, Fujifilm Velvia, штатив

Полярная крачка
Полярная крачка
Гейдемарк сделал снимок этой крачки в Исландии. Птица приземлялась рано утром. и ее крылья были освещены сзади оранжевым светом полуночного солнца, создавая захватывающий вид.
Саnon F1, объектив 500 мм f/4.5, Fujifilm Velvia, штатив

Тюлень в гавани
Тюлень в гавани
Этот снимок был сделан в Исландии. Гейдемарк распластался на песке и скомпоновал кадр так, чтобы включить в него отражение тюленя на морском песке. «Выражение липа» тюленя придало снимку юмористический характер.
Саnon F1, объектив 500 мм f/4.5, Fujifilm Velvia, штатив

Олуши и волны на рассвете, Исландия
Олуши и волны на рассвете, Исландия
На северном берегу Исландии, вблизи полярного круга, ночь была облачной и темной, несмотря на июнь. «Я решился на десятикилометровую прогулку туда, где, как я знал, была колония олушей, — раскрывает Гейдемарк. — Мне было очень любопытно увидеть колонию и первый раз в жизни получить шанс изучить этих величественных птиц вблизи. Преобладал невыразительный свет, и у меня не было никакой надежды получить хорошие фотографии.
Я взобрался на скалу, где находились птицы, и с края скалы открылся потрясающий вид на колонию. В бинокль я мог видеть и наблюдать семейные дела этих морских птиц: когда вы рассматриваете их вблизи, легко понять теорию, согласно которой все птицы произошли от доисторических ящериц. Это из-за их удлиненных тел и неповоротливых движений и, конечно, из-за их светящихся змеиных глаз. Из-за холодного ветра, дующего с моря, я сделал только пару документальных снимков. Свет совсем не способствовал вдохновению. Но внезапно все изменилось. Плотное покрывало облаков на севере разорвалось, и сквозь них блеснули лучи солнца. Сцена передо мной превратилась в эпизод из исландских сказаний. Я никогда — ни до, ни после — не был свидетелем такого фантастического света. Это было просто невероятно!
Четыре птицы отдыхали справа, вдали от колонии. За ними накатывались рассветные волны, отражая очень теплый свет солнца. Я подумал, что должен выбрать длительную выдержку, и установил 1 сек., чтобы получить на снимке как можно больше цветовых оттенков.
Время для меня остановилось, однако прошло всего несколько минут. Я отснял 3 или 4 ролика пленки, пока маленькая дыра в облаках, источавшая свет, снова не закрылась. Крачки выглядели безразличными, но я пребывал в счастливом изнеможении.
Если бы я не сделал тогда фотографии, думаю, было бы трудно вспомнить интенсивность этого короткого волшебного ночного света».
Canon F1, объектив 500 мм f/4.5, Fujifilm Velvia, штатив