Ханну Хаутала

Ханну Хаутала родился в 1941 году в регионе Остроботния на равнине западного побережья Финляндии, где, как он утверждает, люди от рождения упрямы. «Если они что-нибудь решили, они это сделают, и не важно, что стоит на их пути», — говорит он.
Такое утверждение, безусловно, относится и к карьере самого Хауталы. Будучи юношей, он решил стать фотографом живой природы, несмотря на то, что в Финляндии в 1950-х годах никто не воспринимал это всерьез. Его соседи и даже родители находили его амбиции очень странными. «Я помню, как субботним вечером, когда мне было 16 лет, я отправился в лес наблюдать за спариванием куропаток, — рассказывает он.— Мне повстречалась толпа подростков моего возраста, возвращавшихся с танцев. Смотрите, - сказали они, — этот полоумный Хаутала снова идет в лес».
Он хотел только снимать птиц, но ему пришлось подрабатывать автомехаником, и все деньги, которые он получал, уходили на покупку оборудования, а свободное время он проводил на природе, снимая птиц. В конце концов, его упорство принесло плоды и он начал продавать журналам свои фотографии и статьи о живой природе. В 1968 году вышла его первая книга Жизнь в диких лесах (Life in the Wild Woods).
В 1970 году он получил государственную стипендию от правительства — первый раз она была дана фотографу для съемки всех видов птиц, вьющих гнезда в дуплах деревьев в Финляндии. Результатом этого проекта стала книга, вышедшая в 1977 году. С помощью стипендии Хаутала смог отказаться от службы механика, чтобы работать только как фотограф и обосноваться в Хельсинки. Восемью годами позднее он переехал в Куусамо, городок вблизи полярного круга, 800 км севернее Хельсинки. План был такой: живя в центре Финляндии, он мог делать короткие путешествия на юг или на север страны. У него практически не было нужды куда-либо ехать, так как Куусамо предоставлял неистощимые ресурсы для фотографирования живой природы. Это самый северный предел для гнездования многих южных птиц и южная граница для северных птиц; кроме того, там можно было найти живых обитателей восточной тайги.
Хаутала уже осенью начинал строить планы на следующее лето. Он точно знал, где сможет найти объект, который ему нужен, снова и снова посещая одни и те же места, выискивая нужные моменты движения, освещения, окраску и облака. Зимние снимки также становились все важнее для него, он наслаждался их экстремальными условиями, и чем более сложными они были, тем меньше конкурентов находилось рядом. Сегодня у него есть несколько постоянных укрытий, приспособленных для летней и зимней съемок; весной он сосредоточивается на съемке лебедей и уток, а зимой — беркутов, ворон, красных лисиц и других зимних животных.
«В съемке живой природы 90% работы зависит от вашего знания природы и только 10% — от вашего оборудования»,— утверждает Хаутала, и такое отношение к процессу создания фотографии появилось у него с самого начала. Его первая камера Felica была самой дешевой моделью. В последующие годы он перешел на Любитель, затем на Exakta Varex 2, а после короткого пользования Pentax Spotmatic он в 1971 купил свой первый Canon F1 году, который остается у него до сих пор. Постоянно Хаутала снимает камерой Canon ЕОS 1V и объективами той же фирмы, включая 600-мм f/4L, 100-400-мм зум-объектив IS, 300-мм f/2.8L, 17-35-мм, 28-70-мм, 180-мм макро, а также использует 2х и 1.4х конвертеры. У него есть мотор PB-Е2 и вспышка Canon Speedlite 550 ЕХ плюс несколько тяжелых штативов, монопод и плечевой упор.

Снежная сова в полете
Снежная сова в полете
Эта фотография снежной совы сделана в Мухосе, Финляндия. У Хаутала была с собой лапа зайца, сбитого автомобилем. Он прикрепил ее к белой 100-метровой веревке, которую бросил на поле, недалеко от того места, где обитала сова. Он наблюдал в бинокль, как сова прилетела и села на крышу амбара приблизительно в 500 метрах; тогда он потянул за веревку. Сова увидела движущуюся лапу и полетела ей навстречу, но скоро поняла, что была обманута, и улетела. Однако Хаутала следил за совой, используя автофокус, и когда она заполнила собой полкадра, сделал этот снимок.
Canon ЕOS 1V, объектив 600 мм и 2.0 х конвертер, Fujifilm Astia 100

Дубонос на ветке
Дубонос на ветке
«Этот снимок сделан в Куусами, Финляндия, зимой 2000-2001 годов, когда по всей Финляндии было много дубоносов, — поясняет Хаутала, — и в Куусами они оставались до конца января из-за изобилия рябины, которая служит им пищей. Это была, наверное, самая холодная зима, температура иногда опускалась ниже
35°, что сделало съемку птиц еще более интересной».
Canon EOS 1V, объектив 600 мм и 1.4 х конвертер, штатив, вспышка Canon Speedlite 550 ЕХ

Снежная сова
Снежная сова
Снежные совы очень редки в Финляндии, и Ханну Хаутала ими очарован с детства, когда во время мягкой зимы их можно было видеть на огромных полях Остроботнии.
Этот снимок сделан в марте 2000 года в Мухосе, вблизи Оулу, Финляндия, примерно в 200 км от дома Хауталы в Куусами. «Я знал, что рядом с большим полем жили две снежные совы, которые привлекали много других фотографов, — вспоминает он. — Птиц было почти невозможно разглядеть, потому что они хорошо маскировались на снежном ландшафте.
В основном птицы сидели на снегу, и из-за этого их было еще трудней заметить; только во время охоты их можно было увидеть сидящими на крышах амбаров и высматривающими полевых мышей. В Куусами со мной находилось несколько фотографов из центральной Финляндии, которые тоже интересовались съемкой снежных сов. Нас было шестеро, когда мы стартовали ранним утром к Мухосу, и когда мы пришли туда, то не увидели птиц и начали их искать, наконец, по одному из наших мобильных телефонов нам сообщили, что замечена одна сова. Сотрудничество между собой нам очень помогло. По очереди один или два фотографа осторожно приближались к сове, которую только тогда мы смогли ясно разглядеть, сидящей там. Другие фотографы тихо сидели по разным сторонам поля. Сова могла перелететь на другое место, но один из нас всегда находился достаточно близко к ней, имея возможность сделать снимки. Я прятался в кустах, когда увидел в бинокль, что сова приблизилась к амбару и села в удобную точку. Согласно договоренности, мы все сидели неподвижно в течение 15 минут. Затем, с направления садящегося солнца, двое фотографов приблизились к птице, осторожно снимая. Солнце уже почти было на горизонте, я держал камеру на штативе, и 600-мм объектив с 1.4 х конвертером был сфокусирован на птицу. Я определил экспозицию по небу, так как хотел уловить цвет этого зимнего вечера. Я зарядил камеру новой пленкой, и когда сова начала беспокоиться, я был готов, но оставался неподвижным, и как только она полетела в сторону, как я и предвидел, я отснял полролика пленки моей камерой Canon EOS 1V».
Canon EOS 1V, объектив 600 мм и 1.4 х конвертер, Kodak Ektachrom 200