Том Д. Мангельсен родом из штата Небраска, любовь к природе
и жизни на свежем воздухе перешла к нему от отца, Гарольда. Заядлый спортсмен,
Гарольд брал с собой своих сыновей — Хала, Дэвида, Тома и Билла — в глухие
места вдоль реки Платт в штате Небраска, чтобы поохотиться и посмотреть на
большие стаи уток, гусей и журавлей, которые пролетали через этот район. Во
время этих экскурсий молодой Том Мангельсен получил важные уроки, оказавшиеся
для него, впоследствии выбравшего карьеру фотографа живой природы, бесценными:
он научился терпению, вычислению решающего момента, пониманию и интерпретации
поведения животных.
В 1965 году Мангельсен начал изучение бизнеса в университете
штата Небраска, спустя два года перешел в Доун колледж, где читали курс
биологии — его любимый предмет. После получения степени бакалавра он продолжил
занятия по зоологии и биологии в университетах штатов Небраска и Колорадо.
В 1971 году он начал работать кинооператором живой природы и
получил возможность снимать кино о любимых редких птицах — американских
журавлях. В результате в специальной телевизионной номинации Эмми попал его
фильм Полет кричащего журавля (Flight of the Whooping Crane) - хроника
спасения этих птиц, находящихся под угрозой вымирания. Позднее, в 1990 году,
Мангельсен получил опыт, работая как продюсер и оператор над документальным
фильмом Журавли седого ветра(Cranes of the Grey Wino) совместного производства PBS Nature/ВВС и
Natural World о жизненном цикле кричащих журавлей в дюнах его родной Небраски.
С момента создания первого фильма фотография начинает играть
главную роль в жизни Мангельсена, и в начале 1970-х годов он вместе с братом
Дэвидом продал несколько работ. В 1978 году Мангельсен открыл свою первую
галерею Образы природы в Джексоне, Вайоминг, и напечатал первую свою брошюру.
Впоследствии он открыл 15 галерей по всей Америке. Сегодня фотографии
Мангельсена широко известны и коллекционируются.
В 1989 году он издал свою первую книгу Образы Природы.
Фотографии Тома Д. Мангельсена (Images of Nature: The Photographs f Toma D. Mangelsen), которая содержит более
200 фотографий, запечатлевших разнообразие естественной истории Северной
Америки; в 1994 году его статус одного из лучших фотографов живой природы был
подтвержден получением желанного звания — Фотограф живой природы года.
Деловая проницательность, унаследованная от отца, позволила Мангельсену занять место
директора в своей успешной компании Images of Nature, но он никогда не забывал
о своих корнях фотографа живой природы. Признанный защитник окружающей среды,
он поддерживает организации по сохранению естественных ресурсов — Национальное
сохранение, Общество живой природы, Восточно-Африканское общество живой
природы, Дикие полярные медведи и Живая Земля.
В 2001 году, вдохновленный редкой съемкой семейства пум, в
своей последней книге Дух скал: горные львы из ущелья Джексона (Spirit of the Rockies: The Mountain Lions of Jackson Hole) Мангельсен совместно с
некоммерческой организацией, защищающей Американских горных львов, учредил Фонд
пум. Сегодня между работой над проектами и путешествиями по Восточной Африке,
Индии и Арктике Мангельсен продолжает традиции своего отца, совершая ежегодные
паломничества в его любимую семейную хижину у берегов реки Платт.
Материнская любовь
«Я многому научился у полярных медведей, — соглашается Том
Мангельсен, объясняя, почему он потратил 12 лет, фотографируя их. — Этот снимок
был сделан с саней в тундре в Вапускском национальном парке в Канаде, вблизи
залива Гудзон»
Pentax 645, объектив 300 мм f/4, Fujichrom VeIvia
Свет в лесу
Том сделал этот снимок, сидя на спине слона — это
единственный способ, когда человек может подойти близко к дикому тигру - в Национальном паркt Банхавгар в Индии. «Мы провели в этом районе пару недель, — рассказывает
он, — фотографируя семейство тигров: мы встречали их каждый вечер, а потом
пытались обнаружить на следующий день по предупреждающий крикам обезьян и
пятнистых оленей. Я был в тридцати ярдах от этого молодого самца, пытаясь установить свою камеру с 300-мм объективом на спине качающегося слона»
Nikon F5, объектив 300 мм f/2.8, 1/250 сек. при f/4, Fujichrom Velvia
Мечтатель
На всех снимках Мангельсена животные сняты на воле. Он
сделал этот замечательный абстрактный «портрет белоголового орла на заливе
Катчемарк на Аляске.
Nikon F5, объектив Nikkor 600 мм f/4 с 2 х удлинительным кольцом,1/15 сек.
при f/16, Fujichrom Provia
Аляскинский лось в Денали
«Моей главной целью было показать животных в их окружении, —
говорит Мангельсен, — и если возможно, подчеркнуть их индивидуальность. Для
этого вы должны знать, что происходит и что может произойти, и быть готовым
сделать снимок, если настанет нужный момент.
Точно так и случилось при съемке этой фотографии. Я в
течение десяти дней снимал лосей в Национальном парке Делали на Аляске, —
подробно рассказывает Мангельсен, — и потратил шесть дней исключительно на
фотосъемку этого самца, одного из
самых больших в парке, и его гарема из 19 лосих. Дни на Аляске в сентябре были
все еще длинные, и мне удавалось находиться в поле по 14 часов ежедневно. Я
работал с моим другом режиссером Чипом Хаусманом, и когда мы были готовы
упаковаться, после дня тоскливой погоды облака поднялись, открыв кусок чистого неба на горизонте.
В этот момент большой самец, который едва двигался после полудня, медленно
встал и пошел за своим уходящим гаремом. Непостижимо, но он пошел точно в то
место «сцены», композицию которой я уже создал в голове; в середину участка
осенних карликовых берез, которые добавляли всплеск красного в эту сцену.
Несмотря на то,
что лось оставался там не более 30 сек., я ухитрился снять пять кадров до его
ухода. В результате получился один из моих любимых снимков — результат
десятидневной съемки, и я напечатал его ограниченным тиражом.
Fujifilm GX 617, объектив Fujinon 180 мм, 1 сек. при f/45, Fujichrome NHG
II 800