Ануп Шах

«Мой путь становления как фотографа живой природы отмечен крутыми поворотами, — рассказывает Ануп Шах. — Когда я был еще мальчиком, меня взяли в Национальный парк в Найроби недалеко от нашего дома, и там я увидел львов и других млекопитающих. Во время моих следующих визитов мне дали камеру, и я был очень горд, увидев, что у меня получилось. Черно-белые отпечатки, которые я сделал, не сулили ничего хорошего, но это был огромный опыт; мои визиты повторялись только для того, чтобы насладиться съемкой диких животных».
Случайно Шах встретил человека, который продал комплект Mamiya RB67, и вскоре Ануп убедился, какое высокое качество снимков может дать камера среднего формата. Взяв свое новое приобретение в путешествие по национальным паркам Танзании, тем не менее он понял, что камера работает слишком медленно, чтобы зафиксировать движение и поведение животных, но все еще будучи убежденным в ценности среднего формата, он продал RB67 и купил модель 645. И опять он ощутил ограничения: даже меньшая камера, как Mamiya 645, была недостаточно гибкой, чтобы снимать существ, которые пугаются человека, и, наконец, он остановил свое внимание на 35-мм зеркальной камере. Случайно он встретил агента фирмы Canon в Найроби, который посоветовал ему купить Canon F1 — топ-модель с бесконечным числом аксессуаров.
«Для меня стал важной поворотной точкой момент, когда я представил свои фотографии в журнал, и их отклонили, но не из-за содержания, а потому что они были технически слабые,— вспоминает говорит Шах. — Я знал, что проблема состоит не в камере, и был в недоумении, что мне делать, пока не наткнулся на серию работ, снятых объективами Canon серии L.
Эти снимки были резкими, словно вырезанные бритвой, и я увидел, как еще слабы мои работы по сравнению с работами, снятыми высококлассной оптикой, сделанной из низко дисперсного стекла. С тех пор я никогда не забывал, насколько фотография живой природы зависит от технологии. Хотя я и отставал от других фотографов, все-таки ухитрился сэкономить денег на 500-мм объектив серии L и, ,наконец, мои снимки стали принимать в небольших фотоизданиях. Затем я занялся длительным процессом приобретения высококлассных объективов и аксессуаров. Я остановился на системе Canon, и мог приобретать длинный ряд изделий, предлагаемых компанией. Однако несмотря на дополнительное оборудование, я увидел недостатки, которые присутствовали в моеи работе, когда неожиданно столкнулся с портфолио японского фотографа о лесах Индии. И я понял, что мне предстоит пройти еще долгий путь».
Шах учился медленно и мучительно. Он не обучался фотографии, а доходил до всего сам, путем проб и ошибок. «Моими основными учителями были огромные национальные парки в Восточной Африке, — рассказывает он. — Они открыли мне глаза, Их огромные возможности - воздух, разнообразие природы, захватывающие дух животные — проникали в мою сущность. Настоящие дикие млекопитающие, настоящая среда обитания были моими учителями, так как они овладели моим настроением и эмоциями. Я все еще учусь».
Первые же дни путешествия Шаха потребовали от него понимания и самих животных, и их места обитания. Много времени пришлось потратить на наблюдения и ожидание.
«Это хорошая идея — приспособиться к привычкам животных, — говорит он, — поскольку такое состояние может очень помочь в предсказании их поведения. После того как я находил что-нибудь интересное, сама съемка на деле занимала минуты. Мне нравится рассказывать истории, работая над проектами, большинство из которых я наметил себе сам: они включают изображения интересных млекопитающих или их естественную среду обитания. После того как съемка закончена, я пытаюсь написать к ней комментарий, чтобы создать рассказ. Такой способ работы позволяет вам по-настоящему изучить ваш объект».

Львица, трясущая головой
Львица, трясущая головой
«Просидев под ливнем в Масаи Мара (Кения), львица оставила на время заботу о своих малышах, отряхиваясь отводы, в то время как львята пробуждались от дремоты»
Canon EOS 1N, объектив 300 мм, 1/250 сек. при f/2.8, Fujifilm Sensia

Антилопы на переправе
Антилопы на переправе
Большая миграция антилоп, зебр и газелей через экологическую систему Мара-Серенгети — одно из потрясающих природных зрелищ. Наивысшей точки событие достигает, когда стада, направляясь на юг переходят вброд реку Мара, которая течет на запад. «Я выбрал высокую точку съемки, позволяющую мне широко охватить пространство, по которому протекает река, — рассказывает Шах. — Я расположился так, что в месте, где я сидел, антилопы скорее всего будут входить в реку, пересекая ее сбоку так, что окажутся прямо передо мной. Теперь оставалось только ждать. Ждать пришлось долго. Толи животные переходили реку где-то еще, толи были плохие условия для перехода. Однако после десяти дней ожидания появилась цепочка антилоп и в нерешительности подошла к броду. Они столпились на берегу, в то время как одна из них погрузилась в воду, подавая другим пример следовать за ней. Переход реки начался. Я снимал умеренным телеобъективом на длительной выдержке. После нескольких минут переход резко застопорился: одна из изящных антилоп увидела львицу, сидевшую в засаде в зарослях, и подняла тревогу».
Canon F1, объектив 500 мм, 1/30 сек. Fujifilm Velvia

Обычные лангуры, Индия
Обычные лангуры, Индия
«В индийском Национальном парке Ранхамбур я шел мимо огромного бананового дерева, на котором сидела группа обезьян. Пока взрослые обезьяны отдыхали на ветвях, малыши резвились. Свет был прекрасный, картина отличная, движения изумительные. Я просто твердо держал камеру и нажимал на спуск»
Canon F1, 200 мм объектив, 1/100 сек. при f/2.8, Kodachrome 64

Зебра, катающаяся в пыли
Зебра, катающаяся в пыли
«Пересекая привлекательное пыльное место в Национальном парке Амбосели, Кения, небольшая группа зебр остановилась и начала принимать пыльные ванны, не обращая на меня ни малейшего внимания. Я снял это событие 500-мм объективом камеры Canon».
Canon F1, объектив 500 мм, 1/500 сек. при f/5.6, Kodachrome 64