Арт Моррис увлекся наблюдением за птицами в середине 1970-х
годов, побуждаемый, казалось бы, не связанными между собой событиями. Однажды
тихим утром после ловли рыбы во время прибоя он был зачарован черным водорезом,
хлопотавшим в маленькой луже, оставшейся после прилива. Некоторое время спустя
владелец местной фабрики картонных коробок пришел в школу, где учился Арт, и
показал детям свой домашний кинофильм о маленьких певчих птичках. Его энтузиазм
был заразителен!
Наконец, когда Моррис работал летом в открытом бассейне в
Канарси, Флорида, он поймал себя на том, что засмотрелся сквозь ограду на
длинноногих белых «птиц Флориды» (как он узнал впоследствии, это были большие
белоснежные цапли).
В 1983 году, вдохновленный работами двух местных фотографов,
Моррис купил камеру Canon FD с 400-мм объективом f/4.5. Он снял несколько
кадров маленькой птички-перевозчика и был разочарован результатом: на слайдах
оказались только маленькие пятнышки вместо изображения. «Так как я очень любил
прибрежных птиц, — рассказывает Моррис, — я ложился на землю со своим
объективом и полз по грязи, чтобы подобраться к ним как можно ближе и сделать
хорошие снимки».
Начало не обещало ему ничего хорошего, но он упорно
стремился к своей цели. В течение семи лет он работал со своим 400-мм
объективом с восьмикратным увеличением, странным образом не зная о
существовании более длиннофокусных объективов и об их преимуществах. Несмотря
на эти помехи, он стал писать для нескольких журналов о птицах и продавать
некоторые снимки, в том числе издательству Audubon, для печати престижных
календарей.
«Я думал, что при удвоении фокусного расстояния объектива
размер птицы тоже удваивается на изображении, — говорит он, — но это не так,
при увеличении фокусного расстояния вдвое, размер изображения птицы увеличится
в четыре раза, так как площадь, занимаемая птицей, является квадратной функцией
локального расстояния. Когда я купил Canon FD с 800-мм объективом f/5.6 и стал
снимать им, то почувствовал, что зря потратил 7 лет своей жизни».
В 1989 году он женился на своей лучшей подруге и помощнице
Элайн Бельски, и в 1992 году пара оставила преподавание, преследуя цель
осуществить мечту Морриса стать профессиональным фотографом живой природы. Они
купили дом в Делтоне, во Флориде, и в феврале 1993 года Моррис стал посещать
семинар, проводимый Джорджем Леппом.
«В это время я изучал систему Canon EOS и объективы EF с их
технологией следящего автофокуса, которая идеальна для съемок птиц в полете, —
говорит он. — Я немедленно купил Сапоп А2 и 400-мм объектив EF /5.6 и с самого
первого ролика стал снимать очень резкие снимки птиц в полете».
В декабре 1993 года Моррис провел свой первый фототур «Птицы
как искусство», который привлек только одного участника. Сегодня его фототуры
столь популярны, что большинство их продаются на месяцы вперед и имеют большие
списки ожидающих.
С начала своей карьеры Моррис написал более 120
иллюстрированных статей по естествознанию в журналах, посвященных птицам. Он
ведет колонку в американском журнале Outdoor Photographer и регулярно
публикуется в Nature Photographer, Birders World, Bird Watcher’s
Digestand и WildBird.
Пять его снимков были представлены на Ежегодном соревновании
фотографов живой природы. Как один из 55 «исследователей света» (Exptorers of
Light) он заключил контракт на шесть лет, снимаясь на телевидении в
коммерческой передаче Canon Photo Safari.
Передвижная выставка его работ при поддержке Canon USA и The
Nature Conservancy начала свою работу в престижном институте Роджера Тори Петерсона
в Джеймстауне, Нью-Йорк, в 1999 году. В 2001 году 64 его фотографии были
показаны в годовой образовательной выставке под названием На крыле с молитвой:
мигрирующие птицы Америки (On
а Wing and a Prayer, The Migratory Birds of the Americas) в Вашингтонском национальном зоопарке, федеральный
округ Колумбия.
За последние 15 лет Моррис провел более 325 слайд-шоу и
семинаров. Он путешествует, фотографирует, обучает и рассказывает о своих
путешествиях во время проведения ежегодных инструктирующих фототуров «Птицы как
Искусство».
Маленькая крачка с птенцом
Эnа
маленькая крачка из Лидо Кей, Сарасота, в штате Флорида, потеряла своего
единственного птенца ночью из-за наводнения, вызванного штормовой волной при
высоком приливе, после того как Моррис снял эту фотографию
Canon EOS 1V, объектив со стабилизацией изображения EF 600 мм f/4.0 L, 1.4
х телеконвертер, 1/250 сек. при f/10,
Fujifilm Velvia, push-процесс на одну ступень
Белоснежная цапля около гнезда
«Этот снимок сделан на ферме святого Августина по разведению
аллигаторов во Флориде,— рассказывает Моррис. — Защищенные от наземных хищников
большим количеством аллигаторов, несколько болотных птиц выводят здесь птенцов
в относительной безопасности. Некоторые гнезда находятся в ярде от дощатого
настила для прогулок по пляжу, создавая отличные условия для съемок с апреля по
июль. Я снимал объективом Canon
ЕF 600 f/4.0 L со стабилизацией
изображения и камерой Canon EOS lV. Вспышка 550 ЕХ была установлена над
объективом на специальной раме и питалась от внешней батареи. Я знал, при
мягком освещении оценочная система измерения экспозиции является точной. Я
установил компенсацию мощности вспышки на минус одну ступень, чтобы получить
правильный цветовой баланс на пленке Fujifilm Velvia,
и добавить искорки в птичьи глаза. Я навел на резкость по глазам одного из
птенцов и подождал, пока начнется процесс кормления. Взрослые цапли установили
порядок высиживания птенцов так, чтобы один из родителей был свободен, а другой
занимался ловлей рыбы: большинство цапель питаются довольно далеко от гнезда
мелкой рыбой, которую удается поймать, проглатывается она целиком, пищеварение
начинается вовремя полета домой. Когда рыболов-родитель возвращается домой,
супруги совершают короткую церемонию обмена местами.
Эти десятидневные птенцы на снимке выглядят очень голодными.
Когда родитель возвращается в гнездо, они начинают нетерпеливо держать его за
клюв. Это заставляет взрослую птицу отрыгивать частично переваренную рыбу и
начинать кормить свое потомство.
Canon EOS 1V, объектив EF 600 мм f/4.0 L со стабилизацией изображения,
Fujifilm Velvia
Американский журавль
В 1990-х годах несколько журавлей были выпущены на волю в
нескольких местах Флориды. Многие из них избегали людей, но одна пара полностью
забыла о рыбаках, лодках и фотографах.
Canon ЕОS1V, объектив EF 600 мм f/4.0 L, удлинительное кольцо 25 мм (чтобы
фокусировать с близкого расстояния) 1/640 сек. при f/8, Fujifilm Velvia,
push-процесс на одну ступень
Снежные гуси
Моррис назвал это изображение снежных гусей в национальном
заказнике живой природы Боске Апаче в Нью Мехико Снежная буря в голубых тонах (Blizzard in Blue).
«Я делал этот снимок холодным тоскливым утром, и несколько
других фотографов оставались сидеть в своих машинах с включенными печками», —
вспоминает он. Эта фотография победила в категории «Композиция и форма» в
ежегодном конкурсе Фотограф живой природы.
Canon ЕОS А2, объектив EF 400 мм f/5.6 L, 1/15сек. при f/5.6, Fujifilm
Velvia, push-процесс на одну ступень