Крис Пэкхем

Крис Пэкхем с ранних лет имел пристрастие к живой природе, хотя вырос в трущобах, в одном из районов Южной Англии, который мало подходил для тех, кто хотел бы отточить свое фотографическое мастерство. Поняв, что ему вряд ли доведется снимать экзотические существа, он решил использовать все имевшиеся возможности и обратиться к таким объектам, как садовые птицы и городские лисы, которые были более доступны, хоть и менее эффектны.
«Мне хотелось делать фотографии, которые бы сильно отличались от тех, что я видел тогда, в начале 1980-х годов,— говорит Пэкхем. — Я всегда считал и продолжаю считать, что существует множество очень скучных фотографий живой природы, поскольку люди не могут подняться выше банальных изображений. Я не хотел создавать фотографии, которые являются простым повторением снимков, сделанных много раз. Вместо этого я хотел по-возможности выработать собственный, более художественный стиль».
Выполнив несколько персональных проектов, Пэкхем постепенно начал формировать портфолио изображений, в которых выражал свои чувства к живой природе; работал он близко от дома, часто в саду или на дороге.
«Я сделал серию фотографий, а темой были просто отражения, — говорит он, — и создал подборку снимков местного парка как места съемки»
Он стал принимать участие в соревнованиях фотографов и посылать свои работы в журналы по фотографии, надеясь получить признание. По мере того, как он становился все более уверенным в своем стиле, его успехи росли.
«Объект не важен, важно изображение в нем, — в это верит Пэкхем. — Годами снимки львов и тигров выигрывали на конкурсах, потому что это были тигры и львы, а не потому, что были еще чем-то хороши. Я начал снимать на своем заднем дворе, чтобы доказать, что именно изображение, а не сам объект принимается в расчет. Мне было одинаково хорошо, когда я имел дело с лисами на дороге или мертвой рыбой на полу гаража. Для меня эти снимки были лучше тех, на которых гепарды тащат газелей в Кении. Вы можете снять серую белку и получить награду за фотографию, если ваша идея будет интересна».
Пэкхем всегда подходил с энтузиазмом к съемке своих объектов, его характерный метод — оказаться в нужном месте и в нужное время - позволил ему устроить прорыв на телевидении, где он работал ассистентом оператора, и в Британии за последние десятилетия он показал себя высоким профессионалом, представив серии телевизионных программ на темы жизни природы. Однако фотография приносит ему по-прежнему огромнейшее наслаждение и ощущение полноты жизни. «Самое важное, что я понял в жизни, касающейся телевидения, — это то, что все состоит из компромиссов, — утверждает Пэкхем. — Допустим, я работаю в тесной группе исполнительным продюсером, имея полный редакторский контроль. Однако еще есть оператор, добавьте сюда директора и издателя, и, какими бы ни были мои идеи, — все равно это будет в некоторой степени компромисс. В фотографии, в момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска, — все это ваше, или, скорее, это вы, место, время и объект. Здесь нет компромисса. Для меня это делает фотографию более чистой формой выражения».

Карпы Кои
Карпы Кои 
«Я путешествовал на Гавайях, — в рамках мирового чемпионата по серфингу, чтобы сделать снимки ползучих растений, характерных для данного острова, — рассказывает Пэкхем. — Погода была ужасная, и я не смог сделать ни одного кадра. На следующее утро не без отчаяния я вышел во двор отеля, где был пруд, полный карпов. Я сделал несколько снимков на длительной выдержке, и вот результат. Я думаю, что снимок говорит гораздо больше, чем вы хотели бы узнать об этих рыбах и их прекрасной окраске ».
Canon ЕОS 1, зум-объектив 80-200 мм f/2.8, Kodak Ektachrome 100, 81В фильтр, выдержка 2 сек.

Молодая городская сова
Молодая городская сова
«Мне рассказал об этой сове, погибшей в цементной силосной яме в доках Саутгемптона, мой друг — он подумал, что это подходящий объект для моего стиля работы. Была осень, которая собирала урожай смертей, потому что в это время большое количество птенцов изгоняются взрослыми птицами со своих территорий, и часто их постигает подобная судьба. Я хотел снять птицу так, чтобы цементная пыль, осевшая на перьях, делала сову похожей на окаменелость. Птицу поместили на простом фоне, естественного свет падал с правой стороны, и я сбалансировал освещение при помощи листа полированного алюминия, который отражал свет подобно зеркалу. Затем я установил штатив — как можно выше, чтобы его ножки не попадали в кадр, и посмотрел сверху прямо на птицу. Света было мало и экспозиция, следовательно, была длительная: снимок сделан с выдержкой 4 сек., хотя позднее я переснял кадр с выдержкой 30 сек»
Canon F1, объектив 50 мм, Kodachrome 64

Глупыш над морем
Глупыш над морем
Крис Пэкхем путешествовал по Северному морю на круизном лайнере Orania, возглавляя экспедицию для съемки птиц, когда его внимание привлекли отчетливые ритмичные линии волн, которые образовывались в кильватере корабля.
«Вначале я подумал, что достаточно будет снять сам кильватер, — рассказывает он, — но потом я заметил, что над морем летели отдельные особи глупышей, которые искали рыбу, используя подъем волн, бежавших за кормой корабля с огромной скоростью.
Я быстро понял, что надо попытаться сделать этот кадр, и решил, что глупыш будет главным элементом снимка. Из-за скорости, с которой он летел, сфотографировать его было нелегко; я не мог поставить камеру на перила корабля, поскольку из-за его движения изображение могло получиться смазанным, поэтому мне пришлось держать камеру в руках. Я установил 400-мм объектив и стал следить в видоискатель за глупышом, пролетавшим мимо меня».
Будучи перфекционистом, Пэкхем был разочарован тем, что этот метод съемки делал невозможным постоянное слежение за глупышом, если тот не был в центре кадра. «Для меня это уменьшало достоинство снимка, — говорит он, — потому что с точки зрения композиции снимок был бы лучше, если бы птица как бы влетала в картину слева».
Однако даже такая фотография получила высокую оценку жюри: она завоевала Высшую награду на престижном ежегодном конкурсе фотографов живой природы.
Canon ЕOS 1, объектив 400 мм f/5.6, 1/250 при f/5.6, Kodak Ektachrome 100, 81В фильтр