Джонатан и Энджи Скотт

Джонатан Скотт воспитывался на ферме в Беркшире, Англия, мечтая увидеть животных из Африки, о которых он читал в журналах и книгах. Наконец, в 1974 году ему представился шанс: посещение Серенгети было частью обширного путешествия вокруг света, которое он запланировал. Он приехал туда в феврале, во время обширных миграций животных к южным равнинам, когда более миллиона антилоп и зебр восстанавливают силы на необозримых равнинах Серенгети, поросших короткой травой. Скотт был очарован: «Все было так замечательно, как я и представлял себе — рассказывает он. — Я до сих пор помню яркое смешение красок, интенсивность света и прозрачность воздуха, звуки и запахи огромных стад.
Я решил, что останусь подольше, и отменил билет в Австралию, который уже заказал для следующего этапа моего путешествия, и попытался найти способ заработать себе на жизнь.
Я всегда очень любил искусство и, в частности, изображение природных объектов, так что моим главным интересом в фотографии стало создание соответствующих материалов для моих чернильных набросков пером. В это время у меня были зеркальная камера Canon и всего один плохенький объектив, и я снимал на черно-белую пленку, которая не могла отразить картины, которые я видел. Однако постепенно я стал получать доход от продажи некоторого количества оттисков моих рисунков и, улучшая свое фотооборудование, перешел на пленку Kodachrome 64; медленно, но верно мои результаты улучшались».
Первая книга Джонатана Скотта Марширующие львы (Тhе Marsh Lion) вышла в 1982 году; он начал приобретать репутацию фотографа живой природы и оттачивать, хотя и полностью самостоятельно, свое фотографическое мастерство. Он ухитрился наскрести денег, чтобы купить полноприводный автомобиль Toyota Land Cruiser, который неделями служил ему домом и передвижным укрытием и помогал жить в той же среде, где жили его объекты, которых он изучал и фотографировал. Это позволило ему снимать такие сцены, которые случайный наблюдатель просто не смог бы никогда увидеть, и в 1987 году получил звание фотографа живой природы в Ежегодном соревновании, награду имени Черри Киртона и семь лет спустя медаль, врученную ему Королевским Географическим Обществом.
«После этого я стал известен как человек, который, как тонкая нить, помогает добраться посетителям до нужного им места, а мои знания помогали найти львов и гепардов. После работы в качестве проводника мне предложили встать перед камерой, и я сделал мою первую телевизионную передачу, выступив в роли ведущего на английском телевидении в 1989 году».
Дела росли, как грибы, с тех пор как Скотт, искатель приключений, получил признание одного из выдающихся гидов, он стал востребован во многих странах мира. Он известен на Британском и Американском телевидении и ВВС как соавтор программ «Африканский наблюдатель», «Дневник большого кота», «Планета животных». Он возглавляет экспедиции в места для тех, кто стремится испытать на своем собственном опыте его образ жизни. Он успешный автор, написавший на сегодня 13 книг.
Сейчас он работает со своей женой Энджи, тоже фотографом живой природы. Энджи родилась и выросла в Африке, и также, как и Джонатан, с любовью относится к людям и животному миру. Супруги недавно выпустили совместную книгу Мара-Серенгети: фотографический рай. (Mara-Serengeti: А Photographer s Paradise.) Как видно из названия, книга содержит описание тех сложных случаев фотомастерства, которое оттачивалось за время карьеры, посвященной документированию жизни природы этой особой области.
«Мы хотели сделать книгу, прославляющую красоту зaпoведника Мара-Серенгети, чтобы стимулировать интерес публики к фотографии живой природы, — рассказывает Скотт.— Я хочу создать книгу, прочитав которую любой мог бы сказать мне все о моих фотографиях, высказаться «за» и «против». Мне потребовалось время, чтобы понять, что фотография во многом зависит от того, какой камерой вы снимаете. Хорошие объективы абсолютно необходимы, а наилучшие из них помогут вам бесконечно повышать качество ваших фотографий. Вам нужна самая лучшая оптика, которую вы можете себе позволить».
Скотт считает, что желающий заниматься съемкой живой природы фотограф должен черпать вдохновение из всех источников и находиться под влиянием авторитетов: как художник живой природы Сэр Питер Скотт, фотографы: Роберт Бетмен, Себастио Сальгадо, Франс Лантинг, кинооператор Алан Роут, который сделал серии потрясающих фильмов между 60-м и 80-м годами, включая Год антилопы (Тhе Year of the Wildebeest).
«Я также многому научился у японского фотографа Мицуаки Иваго, — говорит Скотт. — В то время как многие пришли в эту область через зоологию, Иваго - чистый фотограф, и потому он не отвлекается на попытки найти какой-либо частный случай поведения животного. Он сам хочет как бы влезть в шкуру животного и после этого понять сущность своего объекта съемки».
На сегодня Джонатан сделал блестящую карьеру, но он не думает, что другие должны следовать по его стопам, если не хотят сталкиваться с большими трудностями. «Я предупреждаю всех желающих стать профессиональным фотографом живой природы, — высказывается он довольно резко, — возможно, лучше заняться киносъемкой, чем фотографией. В наши дни это более приемлемо. Очень трудно придти в фототеку с чем-то новым и отличным от того, что уже имеется в ее базе данных.
Я люблю пытаться делать хорошие фотографии живой природы в естественных условиях, но это стоит недешево. Очень дороги сафари, особенно если принять во внимание цену транспорта. Порой очень сложно получить разрешение на съемку, например в Кении. В связи с большой безработицей, Кения, очевидно, старается поддерживать своих фотографов. Говоря все это, я остаюсь в сердце оптимистом, и если кто-то имеет сильное желание снимать животных, он должен следовать за своей мечтой. Это лишь вопрос кропотливой работы и, если повезет, вы добьетесь всего, чего хотите».

Слон крупными планом
Слон крупными планом
Этот впечатляющий портрет слона был сделан в заповеднике Самбуру в Кении. Энджи Скотт снимала из автомобиля, с самой низкой точки, и построила очень плотную композицию 500-мм объективом, чтобы оставить все лишние детали за кадром.
Canon EOS 1N, EF объектив 500 мм f/4.5L, 1/250сек при f/8, Fujichrome RDP 100

Дикая собака, преследующая антилопу. Кения
Дикая собака, преследующая антилопу. Кения
Одна из любимых фотографий Джонатана Скотта из множества его снимков, являющихся частью его проекта о диких собаках. Фотограф снимал из движущегося автомобиля, управляя им коленями и пытаясь строить кадр свободными руками. «Это казалось игрой — рассказывает Скотт, — потому что вокруг торчали термитные холмы, вдоль всей долины располагались норы, и если бы я наехал на них, то мог бы вдребезги разбить подвеску автомобиля или сломать ось. Но я был полностью поглошен погоней и съемкой, во мне кипел адреналин».
Джонатан сделал этот снимок 200-мм объективом на выдержке 1/60 сек.; он навел резкость на собаку и выждал, пока она приблизилась к жертве, но еще не схватила ее. «Я мог использовать выдержку в 1/1000 сек., чтобы остановить мгновение, но мне хотелось передать ощущение этого движения, — объясняет Скотт, и получился именно такой снимок»
Canon F1, объектив FD 200 мм f/2.8L, 1/60сек при f/2.8, Kodachrome 64

Дикая собака и антилопа, Кения
Дикая собака и антилопа, Кения
Дикие собаки — одни из самых малочисленных африканских созданий, главным образом из-за преследования их людьми и болезней, которыми они заражаются от своих прирученных собратьев. Число диких собак во всей Африке сейчас меньше 5000, поэтому Джонатан Скотт решил зафиксировать на пленке их жизнь в деталях прежде, чем их численность еще больше сократится.
«Меня всегда очаровывали стаи животных, — рассказывает Скотт, — и я решил пожить с дикими собаками некоторое время поближе к их жилищу, чтобы действительно понять и изучить их поведение. Я оставался в своем автомобиле рядом с собаками, вставал, когда они вставали, и следовал за ними во время охоты. Этот снимок был сделан в конце охоты, поскольку я знал, как они будут действовать в случае такой большой добычи, как антилопа: одна собака обычно хватает антилопу за ногу или за хвост, пытаясь ее остановить, другая вонзает зубы в нос или губу жертвы. Это как бы замораживает антилопу, при этом легче отрывать от нее куски. Я много раз месяцами наблюдал эту картину, прежде чем нажал на спуск. Был конец дня, и быстро темнело. Я не хотел подходить слишком близко и установил 500-мм объектив и снимал на 1/60сек., положив камеру на бин-бэг. Тогда я не применял жидкостную головку». В 1987 году этот снимок принес Скотту желанный титул Фотограф живой природы года.
Canon F1, объектив FD 200 мм f/2.8L, 1/60сек при f/2.8, Kodachrome 64

Львица и ее малыши
Львица и ее малыши
Энджи Скотт сделала этот снимок львицы с малышами ранним утром, когда они с Джонатаном были в экспедиции, снимая для фототеки и для своей книги Мара-Серенгети.
Имея большой опыт знакомства с живой природой Африки, супруги поняли, что львица нервничает из-за присутствия двух самцов, которые находились рядом с ней. Один из двух самцов прайда был убит людьми племени Масайи после того, как он завалил корову, что сделало прайд уязвимым. Когда это случалось, Энджи и Джонатан знали, что львята, наверняка, будут убиты этими новыми самцами, которые вынуждали львицу придти к ним, чтобы обзавестись новым потомством. Это было проявление жестоких законов природы, и выражение львицы показывало, что она чувствует опасность. Она замерла, чтобы не привлекать внимание самцов, и постоянно наблюдала за ними. Поскольку снимок сделан рано утром, света было еще мало, и Энджи работала с выдержкой 1/60 сек., используя 500-мм объектив с 1,4х конвертером, чтобы плотно скомпоновать кадр. Выдержка была недостаточно короткой, чтобы малыши получились резко, но выразительность снимка достигнута, благодаря пристальному взгляду матери, которая оставалась неподвижной и поэтому получилась очень резко. В этом случае львица ухитрилась перенести львят в безопасное место, но история, в конечном счете, была предсказуемо печальной. Один львенок умер после удара быка, остальные четыре просто исчезли, став жертвами нового положения вещей, при котором никто не захотел стать приемным отцом.
Canon EOS 1V, объектив EF 500 мм f/4.5L IS, Fujifilm Provia 100F