Ману Шах

«Все началось с диких котов, — вспоминает Ману Шах, брат Анупа. — Их было несколько, и они жили на крыше нашего огромного дома в Найроби; я был ими очарован. Я стал подкрадываться к ним поближе и наблюдать за их поведением. Потом я начал их фотографировать и получал огромное удовольствие, когда после многочасовых попыток у меня, наконец-то, получался хороший снимок. Мой энтузиазм к фотографии возрастал, и вскоре я стал снимать больших котов в национальных парках». Шах говорит, что до сих пор восхищается поведением млекопитающих, и это стало главной темой его работ. «Хотя хорошие знания технологии необходимы для съемки поведения животных, — объясняет он, — но это ни в коем случае не единственное требование. Жизненно важным элементом является просто удача, фактор, который встречается весьма редко.
Поскольку невозможно предсказать точно, что дикое существо может сделать, я не создаю предварительного изображение в уме; я не хочу, чтобы мир подчинялся моим предубеждениям, и хорошо понимая это, всегда готовлю себя к неожиданностям. Для меня важно, чтобы изображения получались в том стиле и той манере, какую они выберут сами. Я стараюсь все упростить, чтобы моя фотография давала инстинктивный и порой иррациональный ответ. Мой девиз: быть в нужном месте, в нужное время и с нужной для работы аппаратурой — тогда я уверен, что полностью готов к съемке. Увеличивающаяся автоматизация камер помогает мне оттачивать мою инстинктивную реакцию на ситуацию, и с приобретением опыта я точнее чувствую, когда нужно нажать на кнопку затвора».
В среднем Шаху нужно несколько дней, чтобы сделать требуемые снимки. Его интересует съемка животных в их естественном состоянии, что требует огромного терпения и чуткости к своим объектам. «В отличие от съемки свадеб, где вы можете организовать ключевые моменты, или спорта, где существуют предсказуемые ситуации, в живой природе вы никогда не можете знать заранее, где произойдет действие, — говорит Шах. «В моей работе присутствует много догадок, и от этого она становится для меня еще более привлекательной».
Шах разумно относится к оборудованию и всегда предпочитает гибкость и легкость 35-мм камер. «Когда я начинал, то просмотрел множество брошюр о фотоаппаратах в магазине друга, — вспоминает он, — и вскоре купил подержанную камеру Konica Autoreflex Twith с зум-объективом 80-200 мм. Этот набор оказал мне большую помощь: как только я стал им пользоваться, техническая сторона моих фотографий моментально улучшилась.
Позднее я перешел на оборудование Canon и снимаю этой системой по сей день, сейчас у меня Canon EOS 1V.  Я использую длинную линейку объективов от 24 до 600 мм, а также телеконвертер, если приходится работать на большом удалении от объектов. Когда сцена включает в себя много голубого неба, я использую утепляющий фильтр 81 А. Я ношу с собой макрообьектив 100 мм f/2.8 на случай съемки насекомых и амфибий».
Шах работает со штативом Gitzo, снимает в основном на пленку Fujifilm Provia F, а иногда- при сильном освещении — на Velvia. Съемку ведет, как правило, из укрытия. «Подкрадываться к животным в открытую - это забавно, — говорит он, — но очень трудно. поскольку животные довольно чуткие: они знают, что вы рядом, и не подпускают вас к себе слишком близко».

Обезьяны между деревьями, Кения
Обезьяны между деревьями, Кения
«Однажды, фотографируя в лесной чаше, я увидел молодого гиббона. который торопился на встречу со своей мамой. Предвидя его траекторию прыжка и надеясь, что она пройдет через это голое дерево, я приготовился к съемке. Пока юнец прыгал с ветки на ветку, я снимал его силуэт на фоне неба».
Canon EOS 1N, объектив 200 мм, 1/1000 сек. при f/5.6, Fujifilm Velvia

Ткачик, висящий под гнездом
Ткачик, висящий под гнездом
Чтобы привлечь самок, самцы ткачиков вьют сложные гнезда. Этот экземпляр в Национальном заповеднике Масаи Мара в Кении добавлял последние штрихи к своему гнезду, прежде чем привлечь самку, зависнув у входа в гнездо вниз головой и трепеща крылышками».
Canon EOS 1N, объектив 300 мм, 1/125 сек. при f/5.6, Fujifilm Sensia

Львица, несущая малыша
Львица, несущая малыша
«Эта львица решила перенести своих малышей в другое место заповедника Масаи Мара. И хотя ее челюсти достаточно мощны, чтобы перекусить ребра или содрать шкуру со слона, она нежно перенесла малыша, не оставив на его теле ни единой царапины».
Nikon F4, объектив 600 мм, 2 x конвертер, Fujifilm Velvia