«Все началось с диких котов, — вспоминает Ману Шах, брат
Анупа. — Их было несколько, и они жили на крыше нашего огромного дома в
Найроби; я был ими очарован. Я стал подкрадываться к ним поближе и наблюдать за
их поведением. Потом я начал их фотографировать и получал огромное
удовольствие, когда после многочасовых попыток у меня, наконец-то, получался
хороший снимок. Мой энтузиазм к фотографии возрастал, и вскоре я стал снимать
больших котов в национальных парках». Шах говорит, что до сих пор восхищается
поведением млекопитающих, и это стало главной темой его работ. «Хотя хорошие
знания технологии необходимы для съемки поведения животных, — объясняет он, —
но это ни в коем случае не единственное требование. Жизненно важным элементом
является просто удача, фактор, который встречается весьма редко.
Поскольку невозможно предсказать точно, что дикое существо
может сделать, я не создаю предварительного изображение в уме; я не хочу, чтобы
мир подчинялся моим предубеждениям, и хорошо понимая это, всегда готовлю себя к
неожиданностям. Для меня важно, чтобы изображения получались в том стиле и той
манере, какую они выберут сами. Я стараюсь все упростить, чтобы моя фотография
давала инстинктивный и порой иррациональный ответ. Мой девиз: быть в нужном
месте, в нужное время и с нужной для работы аппаратурой — тогда я уверен, что
полностью готов к съемке. Увеличивающаяся автоматизация камер помогает мне
оттачивать мою инстинктивную реакцию на ситуацию, и с приобретением опыта я
точнее чувствую, когда нужно нажать на кнопку затвора».
В среднем Шаху нужно несколько дней, чтобы сделать требуемые
снимки. Его интересует съемка животных в их естественном состоянии, что требует
огромного терпения и чуткости к своим объектам. «В отличие от съемки свадеб,
где вы можете организовать ключевые моменты, или спорта, где существуют
предсказуемые ситуации, в живой природе вы никогда не можете знать заранее, где
произойдет действие, — говорит Шах. «В моей работе присутствует много догадок,
и от этого она становится для меня еще более привлекательной».
Шах разумно относится к оборудованию и всегда предпочитает
гибкость и легкость 35-мм камер. «Когда я начинал, то просмотрел множество
брошюр о фотоаппаратах в магазине друга, — вспоминает он, — и вскоре купил
подержанную камеру Konica
Autoreflex Twith с зум-объективом 80-200 мм.
Этот набор оказал мне большую помощь: как только я стал им пользоваться,
техническая сторона моих фотографий моментально улучшилась.
Позднее я перешел на оборудование Canon и снимаю этой
системой по сей день, сейчас у меня Canon EOS 1V. Я использую длинную
линейку объективов от 24 до 600 мм, а также телеконвертер, если приходится
работать на большом удалении от объектов. Когда сцена включает в себя много
голубого неба, я использую утепляющий фильтр 81 А. Я ношу с собой макрообьектив
100 мм f/2.8 на случай
съемки насекомых и амфибий».
Шах работает со штативом Gitzo, снимает в основном на пленку
Fujifilm Provia F, а
иногда- при сильном освещении — на Velvia. Съемку ведет, как правило, из укрытия. «Подкрадываться к
животным в открытую - это забавно,
— говорит он, — но очень трудно. поскольку животные довольно чуткие: они знают,
что вы рядом, и не подпускают вас к себе слишком близко».
Обезьяны между деревьями, Кения
«Однажды, фотографируя в лесной чаше, я увидел молодого
гиббона. который торопился на встречу со своей мамой. Предвидя его траекторию
прыжка и надеясь, что она пройдет через это голое дерево, я приготовился к съемке. Пока юнец прыгал
с ветки на ветку, я снимал его силуэт на фоне неба».
Canon EOS 1N, объектив 200 мм, 1/1000
сек. при f/5.6, Fujifilm Velvia
Ткачик, висящий под гнездом
Чтобы привлечь
самок, самцы ткачиков вьют сложные гнезда. Этот экземпляр в Национальном
заповеднике Масаи Мара в Кении добавлял последние штрихи к своему гнезду,
прежде чем привлечь самку, зависнув у входа в гнездо вниз головой и трепеща
крылышками».
Canon EOS 1N, объектив 300 мм, 1/125 сек. при f/5.6, Fujifilm Sensia
Львица, несущая малыша
«Эта львица решила перенести своих малышей в другое место
заповедника Масаи Мара. И хотя ее челюсти достаточно мощны, чтобы перекусить
ребра или содрать шкуру со слона, она нежно перенесла малыша, не оставив на его
теле ни единой царапины».
Nikon F4, объектив 600 мм, 2 x конвертер, Fujifilm Velvia