Винсент Муньер

Винсент Муньер родился в Чармсе на востоке Франции, в маленьком городке на реке Мозель, зажатом горами Вогезами с одной стороны и большими лесами — с другой. В таком окружении у Винсента неизбежно проявилась любовь к природе, и когда он стал старше, он начал использовать любой свободный момент, чтобы сфотографировать диких животных.
Он брал с собой камеру Olympus OM2N и старый 400-мм телеобъектив Novolex; штатив, камуфляжная сетка и упакованный завтрак заполняли его рюкзак; он проезжал на велосипеде десятки километров в день в поисках оленей, лис и диких кошек. Иногда он брал с собой только пуховое одеяло, ночуя в лесу, чтобы уловить атмосферу сумерек.
Муньер учился в школе и в течение года работал садовником, экономя на всем, чтобы купить фотооборудование. Наконец, он приобрел камеру Nikon с новыми объективами и начал более серьезно заниматься фотографией, устанавливая для себя профессиональные стандарты. Он получил работу фотографа в ежедневной местной газете, и из такого опыта извлек несколько ценных уроков. «Один из наиболее полезных — навык съемки на коротких выдержках, чтобы получать высококачественные снимки, — бесценный прием в фотографии живой природы», — говорит фотограф.
С контрактом от мультимедийного агентства в кармане Муньер отправляется за границу в поиске новых объектов. Вначале он прибыл в Намибию, где снимал два месяца племена бушменов, нама и хереро и, в частности, их взаимоотношения с природой. Он работал в великолепных местах, включая пустыни Намибии и Калахари, мыс Кросс, долину Угаб, заповедник Этоша и плато Ватерберг. После этого он путешествовал от гор Канады до Скандинавии и по различным азиатским странам. В Испании и Швеции он выслеживал своих любимых птиц, обычных журавлей. Однако область Вогезов во Франции остается его любимым местом.
Муньер завоевал много наград за фотографии живой природы в своей родной Франции, а в 2000 году получил награду Эрика Хоскинга в престижном ежегодном конкурсе Фотограф живой природы и специально отмечен в номинации «Поведение млекопитающих». Затем, в 2001 году, последовала вторая награда Эрика Хоскинга и специальное упоминание в номинации Ландшафт. Его восхищение обычными журавлями выразилось в опубликованной им книге, в которой он проследил ежегодные миграции птиц от Северной Европы до Испании — путь длиной в несколько тысяч миль.
Винсент снимал свои объекты в естественных условиях, считая окружающую среду очень существенной частью фотографии. Съемка естественного поведения животных из укрытия необходима, но оно должно быть разумно размещено и тщательно замаскировано, чтобы не потревожить пугливую модель. «Я имею в виду, что укрытие должно сливаться с его окружением, - объясняет Муньер, — вы должны, насколько возможно, раствориться в ландшафте и просто стать его частью».
Муньер использует камеры Nikon F801 вместе с F5 и недавно приобретенной F80, которая имеет особенно тихий механизм затвора. Для того чтобы сделать остальное оборудование более тихим, он обматывает фотоаппараты тканью, чтобы не спугнуть свои объекты во время срабатывания затвора. У него есть несколько зум-объективов, а также 300-мм f/2.8 и 600-мм f/4 объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Устойчивый штатив Gitzo завершает комплект.
«Моим любимым является 600-мм объектив, — говорит Муньер, — он весит 6кг (столько же, сколько и штатив) и с ним нелегко управляться, особенно в горах, но однажды, снимая из укрытия, я оценил его качество. Мне нравится автофокус на телеобъективах Nikon, но я жду, когда Nikon выпустит объективы со стабилизацией изображения. Иногда я использую видеоголовку с вращением и наклонами для поддержания камеры».
Пленка Fujifilm Velvia выбрана из-за ее мелкого зерна и высокого контраста, хотя ее чувствительность lSO 50 заставляет снимать на длительных выдержках, и очень трудно удержать в руках такую тяжелую аппаратуру. Когда свет резкий и контрастный, Винсент использует пленку Sensia 100, которая, как он считает, имеет больший нейтральный баланс.

Силуэты журавлей
Силуэты журавлей
Заповедник Лак Дер на востоке Франции каждый год принимает десятки тысяч мигрирующих птиц, среди них — множество обычных журавлей, путешествующих от Скандинавии к Испании. Обычно более 30000 журавлей останавливаются здесь на несколько недель, набираясь сил для своего длительного перелета. Винсент Муньер поставил несколько укрытий вокруг озера. «Днем я был окружен тысячами журавлей, — вспоминает он, — к вечеру все они вернулись в общее место для сна на середине озера, где могли уснуть в безопасности. Эти трое оставшихся журавлей выделялись силуэтами на фоне заходящего солнца, и композиция дополнялась графическими линиями старого дуба».
Nikon F5 с глушителем шума работы затвора, объектив Nikon 600 мм f/4 Fujifilm VeIvia при 1/30 сек., штатив Gitzo

Кормящаяся цапля
Кормящаяся цапля
Винсент Муньер провел несколько дней на берегу реки Мозель, вооруженный парой биноклей, чтобы заметить точное место, куда цапля и ее сородичи прилетают поесть ранним утром. Потом он построил укрытие из маскировочного материала, укрыв его тростником и ветками. «Мне очень нравится освещение перед восходом солнца, — объясняет он. — Цапли покидают свои насесты и спускаются к реке как раз перед рассветом. В 4 утра я находился в укрытии, готовый снять их завтрак».
Nikon F5 с глушителем шума работы затвора, объектив Nikon 300 мм f/2.8, при 1/60 сек, f/2.8, Fujifilm Velvia, штатив Gitzo

Атакующая серна
Атакующая серна
Винсент Муньер неожиданно встретил эту серну в горах Вогезах в восточной Франции, на высоте около 1000 метров. Стоял ноябрь — сезон спариванияв это время трудно подойти близко к животным, так как их любимыми местами обитания становятся недоступные горы и утесы. «Было очень раннее утро и солнце только что взошло, — вспоминает он, — я спрятался под камуфляжной сеткой, и животное-самец, удаленный от меня на 100 метров, начал меня атаковать. Он заметил самку за моей спиной и принял меня за соперника! Однако в последнюю секунду он передумал и повернул прочь».
Nikon F5 с глушителем шума работы затвора, объектив Nikon 300 мм f/2.8, при 1/30 сек., Fujifilm Velvia, штатив Gitzo

Птицы, освещенные сзади
Птицы, освещенные сзади
Чтобы сделать этот снимок, Винсент Муньер провел подряд три дня и ночи в укрытии при температуре — 15° С. Это происходило на озере Фалькёпинг вблизи Гтенбурга, Швеция, где каждый апрель такие птицы, как дикие лебеди, обычные цапли и утки, а также гуси многочисленных видов, ежегодно собираются при возвращении к северным местам кормежки.
«Я сделал этот снимок рано утром. Было очень холодно, но погода была ясной и солнечной, поясняет Винсент. Дикие лебеди стали моим главным объектом, но там находились еще обычные цапли и дикие утки, которые смешались с лебедями. Поскольку озеро замерзло, птицы собрались на маленьком островке; я установил укрытие так, чтобы как только солнце появится над горизонтом, птицы оказались бы освещены задним светом. Дикие лебеди обладали очень громкими голосами. Было так холодно, что когда они начали призывать своих товарищей, летающих над озером, пар от их дыхания стал похожим на туман. Единственным способом отразить это соответствующим образом была съемка против света».
Укрытие было сделано из камуфляжной ткани и замаскировано ветками. Другими важными составляющими снаряжения были литиевые батареи, спальный мешок, термос и трехдневный запас пищи. «Когда ночью температура упала до -40, лебеди расположились возле укрытия, вспоминает Винсент, — они постоянно «разговаривали», как будто хотели в чем-то убедить друг друга. В последний раз стая собралась вместе: скоро начнется сезон гнездования, и у каждой птицы будет своя судьба. Я уже видел сцены спаривания и был свидетелем бесчисленных птичьих сражений». Чтобы сделать хорошие фотографии, необходимо досконально знать объект и его поведение. «Я думаю, успешный снимок получается тогда, когда фотограф завоевывает доверие животного при помощи знания, уважения, терпения и страсти, — говорит Винсент. — Я считаю, что мне очень повезло стать свидетелем жизни естественного мира на таком близком расстоянии. В своих снимках я хочу запечатлеть эти моменты и попытаться предупредить людей о значительности и хрупкости большинства разнообразных животных и растений, которые нас окружают».
Nikon F5 с глушителем шума работы затвора, объектив Nikon 600 мм f/4, при 1/25 сек., Fujifilm Velvia, штатив Gitzo