Флип Никлин

Любовь Флипа Никлина к океану берет начало от случая из его детства, когда он вместе с родителями зашел в магазин, который торговал специальным оборудованием для охоты гарпуном. В семье Флипа также занимались фотографией. «Мой отец снимал много натюрмортов, — рассказывает Никлин, — он был кинооператором и работал на съемках некоторых фильмов о Джеймсе Бонде. У нас имелись связи с National Geographic, так как мой дед работал с Бейтсом Литлхейлсом, который был фотографом подводного мира при журнале и большим другом нашей семьи».
Несмотря нато что Никлин имел прекрасную возможность стать подводным фотографом, он не был особенно увлечен этим занятием до тех пор, пока не пострадал в велосипедной аварии в 1978 году и не использовал деньги страховки, чтобы купить подводный бокс Nikon. Затем он устроился на три месяца ассистентом ныряльщика в команде Джонатана Блэра на пустынном острове Тихоокеанской гряды по заданию National Geograрhiс.
«Я был там только для того, чтобы помогать, а вовсе не для занятий съемкой, — вспоминает он, — но ребята в этом путешествии великодушно позволили мне сделать несколько снимков, позже я показал их Дэйву Арнольду, который был редактором отдела иллюстраций в журнале National Geographic, а также Гилберту Гросвенору — главному редактору. Оглядываясь назад, скажу, что это была довольно обычная работа, но они оба нашли время, чтобы подбодрить меня — я высоко ценю такие качества».
Следующим толчком для Никлина послужила работа, которую он получил; это была съемка рекламных фотографий в группе, работавшей на Гавайях над новым фильмом IMAX о горбатых китах, называемых «странниками океана». В процессе этой работы он познакомился с группой исследователей, руководимой Джеймсом Дарлингом, который намеревался стать ведущим специалистом в изучении жизни моря, и снова журнал National Geographic был спонсором экспедиции. В 1979 году журнал оплатил затраты Никлина, что позволило ему продолжить подводные съемки в течение трех сезонов за один год, пока создавался фильм, и потом еще два года он снимал на свои деньги. Его работа принесла ему репутацию «китового парня», что помогло Никлину получить еще одно задание - сделать фотографии китобоев. С этого момента он постоянно снимал для журнала.
«После съемки этих огромных животных я получил задание от National Geographic сфотографировать криль (антарктические креветки) размером около четверти дюйма. Это типично журнальная позиция: готовность финансировать съемку, при том, что они даже не знают, возможна ли она, и тратят время и ресурсы, позволяя вам делать все, что в ваших силах, чтобы придти с лучшими результатами. Один мой проект для National Geographic состоял в фотографировании спермы кита в Шри-Ланке: это было так трудно, что из шести месяцев работы только четыре дня я мог собственно фотографировать. Все это время я гонялся за китами вблизи острова Баффин и только через три с половиной месяца получил одно приличное изображение. Многие журналы отказываются от вашей статьи, если вы не приносите материал через две недели, и я очень счастлив, что National Geographic смотрит на это по-другому».
Разные задания, за которые Никлин энергично берется, он про себя называет «путешествием за светом». В большинстве случаев он использовал камеры Nikonos, но за десять лет количество заданий по съемке редких существ увеличилось, и он решил перейти на зеркальные камеры Nikon и подводные боксы. «Эти камеры позволяют делать экспозиционную вилку и у них хороший автофокус, — говорит Никлин. — В фотоаппарате Nikon F4 я могу включить режим автофокусировки, и я знаю, что если я сниму три кадра, то все три будут хорошими. С камерой Nikonos я мог получить качественный результат примерно в двух третях случаев — это означало, что я мог пропустить один снимок из трех. Когда вы можете сделать только один четырехсекундный проплыв для того, чтобы снять сцену, то очевидно, что вы не можете рисковать и стараетесь не упустить ни одной возможности для съемки». Никлин пытался застраховать себя, снимая хотя бы один ролик цветного негатива во время каждого задания. «National Geographic часто требует, чтобы съемка велась на слайд, — объясняет он, - но цветной негатив менее чувствителен к ошибкам, и если мне представлялась возможность его использовать, я знал, что из этого я наверняка смогу извлечь пользу».

Глаз кита
Глаз кита
Этот горбатый кит находился вблизи острова Мауи на Гавайях, и Никлин, имея специальное разрешение фотографировать это охраняемое животное, нырял, чтобы сделать несколько подводных снимков как только кит подплывал поближе к его лодке. «Кит был действительно громаден, — говорит он, — я решил снять некоторые части его тела, а не пытаться изобразить его целиком, потому что
именно так всегда видит крупное животное ныряльщик. Когда свет осветил его глаз, я понял что это тот самый момент, которого я ждал»
Nikon F4, подводный бокс Nexus, объектив Micro Nikkor 55 мм, Fujifilm Provia 100

Быстрые дельфины
Быстрые дельфины
Около одного из отелей на Гавайях есть огромная, вырытая лагуна, и в основном она используется для занятий группы из одиннадцати пойманных дельфинов. Флип Никлин регулярно навещал их, чтобы сделать снимки этих животных в их среде, но в этот раз он решил, что не стоит входить в воду около половины восьмого утра, поскольку солнце еще было низко и не могло создать необходимое естественное освещение.
«Мой ассистент Мария Бунай предложила мне сделать снимки несколько другого рода, которые, возможно. получились бы лучше. Каждое утро, в первые полчаса рассвета, когда лагуна была в тени, я приходил и фотографировал дельфинов при смешанном свете, то есть при естественном освещении и свете вспышки на длительных выдержках. Я использовал две вспышки Sea&Sea 300, установленные по бокам камеры в 18-24 дюймах от центральной части бокса, направленные прямо на дельфинов, так что свет от них концентрировался в 30 дюймах передо мной. Я изменял выдержку от 1/8 до 1/4 сек., и результат перед вами. Это было для меня откровением. Я провел предыдущие 10 лет, стремясь к повышению резкости снимков, — резкость я считал первым критерием качества.
Фотография, которую вы видите, — не совсем о том, как дельфины выглядят, а больше о том, как они себя чувствуют Для меня это был совершенно необычный способ съемки, и такой снимок я считаю настоящей наградой для себя».
Nikon F4, подводный бокс Nexus, зум объектив 20-35 мм, Fujifilm Provia 100, две вспышки Sea&Sea 300